Девяностые годы открыли эру спортивных высокомощных седанов и универсалов. И если раньше разменять 6 секунд до 100км/ч могли только спортивные купе и дорогие гранд туреры, теперь это упражнение стало доступно серийным седанам и универсалам. Прогресс не стоит на месте и инженерные наработки из мира автоспорта стали применяться сначала в спортивных, а затем в крупносерийных машинах. Не буду углубляться в технические детали, наша задача выбрать такие, что стали автомобильным наследием и с годами становятся всё более ценными. Так же как в статье про спорткары, автомобили расставлены по ранжиру, исходя из соотношения средней цены на внешних рынках сейчас, к цене нового 30 лет назад с учётом долларовой инфляции, а так же роста цены за последние 5 лет. Из этих показателей складывается условный индекс, и чем он выше, тем более ценным с годами становится наш classic car. В расчётах принимали участие только полностью оригинальные автомобили с разным пробегом, но без дефектов и коллизий, в хорошем техническом и эстетическом состоянии, выпускаемые серийно (более 500 ед.)
12 место: Lexus GS 400 (UZS160) (1997–2000г.) (выпущено >25000 ед.)
Люксовый седан, ориентированный в основном на американский рынок (аналог Toyota Aristo). Современный и мощный 4-литровый двигатель, богатая отделка, дорогая музыка и адекватная цена позволили лексусу конкурировать с более именитыми немцами в своём сегменте рынка. Надёжность была на высоте и до сих пор сохранились превосходные экземпляры GS400 во втором поколении с не очень высоким пробегом. Средняя цена в США на такие варианты в районе 17,5k$, при этом за последние 5 лет она пока не растёт, но уже и не падает. В 1998 году дилеры продавали топовый GS400 за 57,0k$ это современные 85,5k$. Из этих данных мой индекс для лексуса только 1,20 балла.
11 место: Maserati Quattroporte IV V8 (1996–2000г.) (выпущено всего 755 ед.)
Maserati Quattroporte в четвёртом поколении не был прямым наследником роскошных седанов Мазерати прошлого, а происходил от компактных седанов семейства битурбо. Тем не менее роскошный интерьер с дорогой кожей и шпоном вяза, дизайн Марчелло Гандини и мощный двигатель V8 с двумя турбинами позволили в 1996 году зарядить за него не малый ценник: 78k$- в пересчёте это 119,7k$ в наши дни. Сейчас цена на них понемногу растёт и в среднем составит около 35k$ за приличный вариант. По моему расчёту мазер набрал 1,39 балла, что по ощущению мало. Возможно это объясняется невысокой надёжностью и полным отсутствием запчастей, а это снижает интерес даже поклонников марки.
10 место: Mercedes-Benz C43 AMG W202/S202 (1997–2000г.) (выпущено 3085 седанов+722 универсала)
Спортивное подразделение Mercedes-AMG прокачало седаны и универсалы С-класса, установив двигатель V8, под это усиленную трансмиссию, спортивную подвеску, мощные тормоза, дорогую отделку и всё как они любят. В итоге дилеры Daimler-Benz продавали такие в 1997 году за приличные для С-класса 53 тыс. в пересчёте на доллары США, что в наши дни соответствует 79,5 тыс. Отсеяв все варианты с огромными пробегами (европейский вариант) поищем машины до 40 тыс. миль в США. Такие пока ещё есть и продаются в среднем за 32k$. В РФ тоже бывают, но соответственно дороже. Рынок на такие понемногу растёт, но не сильно. Дадим цэшке пока 1,42 балла.
9 место: BMW M3 E36 evo sedan (1995–1998) (выпущено 12603 ед.)
Если первое поколение BMW M3 (Е30) создавалось для омологации в туринговых гонках, то сменившая её BMW M3 (Е36) была в первую очередь дорожным автомобилем. Чтобы увеличить продажи M3 (Е36) выпускалась помимо купе, таже в кузове кабриолет и седан. Седан не так популярен у любителей, хотя более редкий. Ценник на М3 седан в 1995 году был 53k$ ли 82680$ на наши деньги. Как правило пробеги у них конские, но если поискать, то можно найти вариант с пробегом до 70тыс.км за средние 33k$. За последний период цены подросли где-то на 8% за 5 лет. Расчет показывает, что М3 набирает 1,48 балла и немного опережает AMG C43.
8-7место: Subaru WRX STI IV (1994–2000г.)
Mitsubishi Evolution IV-V (1996–1999г.)
Два японца пришедших из мира ралли на гражданку. Даже не так: сначала сделали партию для омологации, но машины расходились как горячие пирожки и дорожные версии прославленных раллийных болидов стали выпускаться большими тиражами. И субару и эвики постоянно модернизировались, обновлялись, но при этом по всем показателям оставались в паритете. По ценам то же: на 1996 где-то 37,8k$=60,1k$ в деньгах 2021 года. Конечно, купив такой автомобиль всем было мало 280 л.с.? в связи с чем почти все они подверглись серьёзным доработкам. Это не соответствует нашим принципам, поэтому поищем оригинальные. Они есть, даже в РФ, хотя как правило с чип-тюнингом. Сделав небольшие допущения на небольшую модернизацию, увидим среднюю цену порядка 30k$, что не мало, причём за последнее время цена стабильна. Расчёт даёт нам 1,50 балла каждому. Примечание: спецвыпуски и другие ограниченные серии, посвящённые как правило какому-нибудь чемпиону серией менее 500шт, не учитывались.
6 место: BMW M5 E34 3.8 (1991–1998) (выпущено всего 12254 ед.)
В 1988 вышла пятёрка BMW, заряженная подразделением М-sport, а в 1991 году на М5 в кузове Е34 появился самый мощный рядный 6-цилиндровый мотор на 340л.с. От обычной BMW 5-series E34 M5 внешне отличалась иным передним бампером, боковыми аэродинамическими «юбками», задним диффузором, раздвоенной выхлопной трубой, другими зеркалами заднего вида и колёсными дисками. Салон обшивался кожей наппа и выглядел дорого. По прайсу в 1991 году цена составляла 120850 DM =71800 k$, эквивалентные 120,3 тыс. современных $. Сегодня М5 с невысоким пробегом найти сложно, они ценятся во всём мире и будут стоить в среднем 58k$, и это дороже на 10%, чем 5 лет назад. Даём эмке 1,58 балла. Редкие спецсерии и универсалы touring elekta в расчёт не идут.
5 место: Mercedes-Benz E500 E124 (1991–1994) (выпущено 10479 ед.)
Волчёк. За непримечательной внешностью седана W124 скрывался высокопроизводительный автомобиль ручной сборки, который без ограничителя разгонялся до 260 км/ч. Специалисты Porsche переработали всё от двигателя до подвески и коробки. Всё это стоило не дёшево и продавалось в начале 90-х за неслабые 83,3 k$ или 142,9 k$ в современных деньгах. Волк очень популярен во всём мире (особенно в южных регионах России) и благодаря энтузиастам, некоторые машины были полностью восстановлены в заводское состояние, что соответствует нашим критериям. Так же от Америки до Эмиратов можно найти неплохие волчки с пробегом до 100тыс.км в среднем за 75k$. За последние 5 лет цены подросли где-то на 12%. Текущий расчёт даст 1,64 балла к рейтингу.
4 место: BMW M5 E39 (1998–2003) (выпущено 20482 ед.)
Третья генерация BMW M5 установила новый стандарт для спортивных седанов той эпохи. Хотя это самый молодой автомобиль в нашем списке, но он относится к поколению 90х и уже стал классикой. Рецепт M-sport не меняли: все самые передовые технологии, мощный двигатель ( теперь форсированный V8), подчёркнутая роскошь салона. При этом внешние отличия от стандартной пятёрки не сильно велики: бампера, выхлоп, диски с широкой резиной. Просили за такую в момент выпуска 85,3k$=126,7k$ современных денег. Многие считает это поколение М5 вообще самым лучшим или вообще последним настоящим, поэтому цены на них уверенно растут (17% за 5 лет!) и достигли среднего значения на хорошо ухоженные варианты с небольшим пробегом 62k$. А это половина цены нового! Такая ситуация даёт хорошие перспективы в дальнейшем и моя оценка 1,66.
3 место: Audi S6 plus (1995–1997) (выпущено 952 ед.)
В Ауди тоже имеется спортивное подразделение, инженеры которого не сидели сложа руки, выдавая на гора свои варианты заряженных седанов и семейных универсалов. И в двух вещах они точно переплюнули своих немецких коллег: полный привод и полная маскировка под обычную модель. Да, такие были времена, когда с виду обычный с виду сарай уходит в точку от какого-нибудь спортивного купе. И таким сараем мог быть S6 plus (а мог быть и седаном). Выпускались они чуть больше года маленьким тиражом и понятно, сегодня вызывают неподдельный интерес автолюбителей. В 1995 году цена была порядка 67k$=104,5 современных долларов. В последнее время в продаже были в основном видавшие виды машины с большим пробегом, но они нас не интересуют. Но были и приличные, в том числе восстановленные варианты. Средняя цена за них 56 k$. Рост показывает порядка 15 % за пять лет поэтому 1,69 балла.
2 место: Audi RS2 (1994–1995) (выпущено 2891 ед.)
Родоначальник RS серий Audi. Хотя с технической точки зрения это Porsche. А так вроде универсал Audi avant. В любом случае они создали уникальный автомобиль, имеющий поклонников во всём мире. Поэтому цена на интересующие нас варианты неуклонно растет и в среднем составляет 96,6k$. Продаются и с пробегом под 200 тыс км и больше, но они нами не учтены и возможно заинтересуют тех, кто готов вложиться в реставрацию такой штуки. Отметим, что в момент выпуска новая стоила 71,1$=112,9k$ с учётом инфляции. Таким образом некоторые почти 30-летние экземпляры сравнялись по цене с новыми! И это даёт с отрывом от всех 1,86 балла.
1 место: Lotus Omega/Lotus Carlton (1990–1992) (выпущено 950 ед.)
Этот незаурядный седан появился на свет благодаря энтузиазму одного человека, большой шишке из европейского отделения GM, концерну, которому принадлежали в тот момент и Opel и Lotus. Инженеры Lotus, обладавшие наивысшими компетенциями в автоспорте, применили их к обычному бизнес классу и получился не много не мало - самый быстрый седан XX века. В следствии того, что машину делали инженеры, а не маркетологи, продавался он тогда плохо- не выпустили даже 1100 запланированных автомобилей при нешуточной цене в 48тыс фунтов, что соответствовало 88.8k$ или 154,0 тыс. современных зелёных! Ещё каких нибудь 10 лет назад в РФ были объявления о продаже таких за 25k$ и ниже, а сейчас всё круто изменилось. Уже в 2017 цены на внешних рынках поднялись до 50-60 k$, а теперь средняя цена около 80k$, доходя на отдельные экземпляры с низким пробегом до 150k$. Такие сведения позволяют Lotus Omega (он же Lotus Carlton с правым рулём), набрать 1,89 балла.
Вывод: Современная автомобильная классика это не только спорткары и дорогие гранд туреры, но и спортивные седаны, вызывающие интерес у автолюбителей, которые голосуют рублём. Причём многие из них станут не только автомобилем выходного дня, но со временем и настоящим раритетом. Большой респект всем, кто восстанавливает и реставрирует автомобильное наследие, это дарит незабываемые эмоции себе и окружающим. И это самые высокие дивиденды от таких вложений.
Фото в свободном доступе и взяты из интернета.