Свой цикл по анализу персонажей кино и сериалов, я решила начать именно с Беллы. Что греха таить, я тоже любила сумерки. Ну а сейчас имея психологическое образование, могу провести глубокий анализ и выявить скрытый смысл.
Выход фильма "Сумерки" в 2009 году произвел невероятный фурор среди подростков и юных девушек. Все видели романтичную историю между человеком и вампиром, где пара, не смотря на все невзгоды и несчастья, обречены на вечное счастье.
Ну а что если эта история вовсе не про любовь? Даже не романтизация абьюзивных отношений между Беллой и Эдвардом, как пишут многие психологи, а клиническая картина протекание болезни, как депрессия?
Что если сага о вампирах, это история болезни писательницы Стефани Майер?
На первом плане сюжета лежит автобиография автора "сумерек" через Беллу Свон: видение мира, поло-ролевые отношения с родителями и с обществом, душевное состояние и отношение к себе.
На втором плане - глубинный смысл переживаний Стефани Майер: чувство вины, стыда, проблема с самоопределением, переживания о психических травмах перенесенного в детстве, то есть причины, которые вызвали ее депрессивное состояние.
Рассмотрим, первый план. Белла уезжает от матери в Финникс (кстати, автор жила там с 5 лет)и переезжает к отцу. Отец рад встречи с дочерью, что даже дарит пикап.
Белла не любит шумные компании и чрезмерное внимание со стороны. В школе Белла больше выступает как слушатель, редко участвует в разговорах, сама не стремиться к общению, но в то же время не отталкивает, предпочитает не выделяться.
Когда Эрик подходит к Белле с предложением написать статью или поплакаться и рассказать о себе, та отвечает: "Знаешь, в тишине, люблю плакать в одиночку", что показывает интровертивный характер персонажа. Она не делится с друзьями сокровенным, но всегда готова поддержать и выслушать других.
С отцом ровные отношения. Она доверяет ему свои проблемы, не скрывает о своих отношениях, но всегда запрещает всё рассказывать маме, чтобы не расстроить ("она психанет"). Нельзя не заметить, что, не смотря, на хорошие отношения между Беллой и отцом, есть ощущение неловкости, стыда и чувства вины. Чувство вины, могло возникнуть из за ощущения предательства мамы. Ведь если смотреть по фильму и книге, в жизни Беллы участие отца намного больше, чем матери. Она есть, но где то далеко. Также при опасности с вампиром Джеймсом, она придумывает план, чтобы спасти отца. Это говорит о том, что Чарли ей очень дорог.
Очевидной проблемой выступает личные отношения с мужчинами. Майку и Эрику, Белла, вообще не дает шанса побороться за ее сердце. Другое дело "ходячий труп" и волк! Предпочла мир фантазий, вместо реальности.
Это могла быть история о любви без фентези элементов, об отношениях двух людей. Почему же Белла не дала шанса людям?
А все потому, что из-за близости с отцом Белла не выбирает себе мужчин, так как место уже занято отцом. Для нее главный мужчина в жизни это папа. Поэтому и возникают сложности в построении отношений даже с мистическими существами: Эдвардом и Джейкобом.
Таким образом, если говорить об этапах возрастного развития, такие девушки как Белла, застревают на этапе формирования структуры любви и сексуальности. Белла и впрямь не разбужена для мужско-женских отношений, поскольку место партнера в их внутренней реальности занято папой. Даже внешне такие женщины выглядят скорее как подростки, хрупкие эльфы или юные барышни, очень романтичные или отрешенные, как будто витающие в своих грезах о прекрасном принце и идеальных отношениях, которым, увы, нет места в грубой реальной действительности.
Они не включаются в контакт с реальными мужчинами, как будто все время находятся за холодной стеклянной стеной. Если у них и возникают отношения с мужчиной, то, как правило, кратковременные, неглубокие, без эмоций и чувственных переживаний, нагруженные чувством вины из-за измены фигуре отца.
Вне психотерапии у таких женщин как Белла есть шанс освободиться от такого сценария либо через реальный уход, разрыв с отцом или его смерть (правда, тогда они все равно рискуют остаться в отношениях с его идеальным образом), либо через страстные сексуальные отношения, когда мужчине буквально удается пробиться через стену, разбудить чувственность и сексуальность .
Такая чрезмерная близость между отцом и дочерью возникает связи с утратой эмоциональной связи с матерью.
Таким образом, можно объяснить уход Беллы от реальности. Но чем же вызвано ее депрессивное состояние и кто в конце должен умереть?
Начнем вторую часть глубокого анализа, с посланий бессознательного Стефани Майер.
Стефани Майер на одном из интервью, рассказывала о том, как ей пришла идея о создании книги "Сумерки":
- Все началось со странного сна. Изумрудно-зеленый, залитый ярким солнцем луг, пара влюбленных… Девушка – сущий ангел, нежный и чистый, а юноша – дитя тьмы, загадочный красавец-вампир, терзаемый одновременно жаждой крови и жаждой взаимности. Не замечая, как летит время, они о чем-то тихо говорят друг с другом. Жаль, что во сне нельзя услышать их разговора…
Все начинается со сна с вампиром. Именно после этого сна, у писательницы появилась мания написать книгу. Какое послание кроется в этом сне? Если интерпретировать сон согласно Фрейдистскому психоанализу, то здесь прослеживается внутриличностный конфликт, носящий сексуальный характер. Как правило вампир в снах означает наличие инфантильных и извращенных сексуальных желаний.
Для ученых-фрейдистов, Дракула является сочетанием всех традиционных мифов о вампирах объединенных тем, что они считаются воплощением Эдипова комплекса по концепции Фрейда. Фрейдисты будут смотреть как сексуальность сочетается с жестокостью, ведь вампир питается кровью живых, что это наводит на мысль о интерпретации того, как ребенок первый раз наблюдает, как его родители совокупляются.
Для самого Юнга, вампир представляет собой психологический аспект, который он называет "тень". Тень сделана из аспектов самого себя, что сознание и эго не смогли распознать. Тень была прежде всего отрицательное понятие, таящее репрессированные мысли и желания, состоящее из анти-социальных импульсов, морально сомнительных решения, детской фантазии, и других черт, обычно таких как чувство стыда.
Юнг интерпретировал вампира как бессознательный комплекс, который "борется" с сознанием с помощью "очаровательной" психики.
Таким образом, исходя из объяснений Фрейда о значении архетипа вампира, мы видим проблему инцестуозного характера. Либо "комплекс Электры" (Эдипов комплекс, инцест психологический без физического контакта), либо инцест с физическим контактом.
Комплекс Электры - это неосознанное сексуальное влечение девочек к отцу и враждебности к матери и соперничестве с ней за внимание отца. Развивается в фаллической стадии развития в 3-6 лет.
Стефани Майер, вдохновляется своим сном о вампирах и начинает писать. Далее по сюжету мы видим, что она встречает оборотня.
А какой смысл несет в себе образ оборотня?
Архетип оборотня служит катализатором трансформаций, символом психологически обусловленной потребности в переменах.
Иоланда Якоби, близкий ассистент Юнга, упоминает архетип волка несколько раз в ее книге «Комплексы, архетип, символ в психологии К.Г.Юнга» (Bollingen Series Princton University Press, 1957). Иоланда Якоби пишет, что «быть поглощенным или проглоченным – это также широко распространенный архетипический мотив… волк, который пожирает дитя».
Проекции наших тайных противостоящих частей, представления о сексуальности и отношениях полов формируют архетип оборотня.
Задача оборотня — заронить сомнение в душу героя. Проекции наших тайных противостоящих частей, представления о сексуальности и отношениях полов, женская и мужская сторона (анима и анимус) формируют архетип оборотня.
Оборотень, он же волк, в Юнгианском смысле, стал человеческой Тенью нежеланного и нежелательного.
Таким образом, можно проследить глубинный смысл "Сумерек" - потребность сепарации от отца и исцелиться от "комплекса Электры". Выбор между оборотнем и вампиром - это либо сохранить "нежеланную" Тень инцестуозных, извращенных сексуальных желаний, либо отказаться от них "переродившись". Стефани Майер удалось пойти по здоровому пути, "убив" в себе "комплекс Электры". А если бы она выбрала волка, то это означало бы что не готова меняться, развиваться, а жить дальше с имеющимися проблемами.
"Я раньше мало думала о смерти, но по-моему, отдать жизнь за любимого человека - не худшая смерть»
Поставьте лайк, если понравился мой анализ. Подпишитесь, чтобы не пропустить следующий. Свои пожелания вы можете оставить в комментариях.