118,2K подписчиков

Гремит цепь ГРМ при запуске мотора. Как устранить грохот без разбора движка и дорогих вложений, показываю

30K прочитали

При запуске мотора гремит цепь ГРМ, устранил причину своими руками без разбора мотора и визитов в сервис.

Каждый раз, когда автомобиль начинает издавать звуки "дорогого ремонта", большинство автолюбителей включают режим переживаний и паники. Особенно когда проблема касается двигателя, все-таки этот узел в ремонте один из самых дорогих, особенно в наших реалиях.

Начинаются судорожные поиски по форумам, в чем может быть проблема, как ее устранить либо своими руками, либо недорого, либо же обзвон мастеров, у которых запись на месяцы вперед и ценник на работы несопоставимо высок со стоимостью запчастей.

И вот уже который раз я убеждаюсь, что за неимением возможности приобрести более свежий автомобиль с небольшим пробегом, лучше и дешевле производить ремонты самостоятельно. Что я в принципе и делаю, не переплачивая за дорогие ремонты.

При запуске мотора гремит цепь ГРМ, устранил причину своими руками без разбора мотора и визитов в сервис.

Еще при покупке одного из своих нынешних автомобилей я знал о предстоящих вложениях. При запуске мотора стали греметь цепи ГРМ, в двигателе она не и даже не две, как в боеле простых рядных моторах.

Казалось бы, все просто, гремят цепи - меняй ГРМ в сборе и все дела.
Сложность лишь в том, что механизм привода газораспределения тут находится в задней части мотора, которая стыкуется с коробкой передач.
И для подобной процедуры здесь не только нужно закупить запчастей на несколько десятков тысяч рублей, но еще и для удобства достать двигатель из подкапотного пространства.
В сервисе за такую работу озвучат кругленький ценник.

При запуске мотора гремит цепь ГРМ, устранил причину своими руками без разбора мотора и визитов в сервис.-2

Но проблему грохота от цепей при запуске можно решить и без таких дорогих вложений, обойдясь более простой процедурой, которую я сделал самостоятельно в гараже с простым набором инструментов.

В чем причина грохота цепи.

Логично, что со временем цепь вытягивается (хотя правильно сказать, что она удлиняется из-за износа соединений и появления выработки).
Это первая причина по которой цепь начинает громыхать при запуске мотора, однако в этом случае звенеть она может и во всех других режимах работы двигателя.
И если цепь уже изрядно изношена, то ей поможет только замена в сборе со всеми прилегающими деталями.

Тест цепи на "провисание"
Тест цепи на "провисание"

Однако меня беспокоит посторонний звук сразу же после запуска двигателя, причем пропадает он спустя буквально пару-тройку секунд работы двигателя.

Это характерный признак неисправности натяжителя цепи.
Натяжитель работает в двух "режимах" - он имеет пружину, чтобы создавать преднатяг цепи и исключить возможный перескок цепи, а так же создает натяжение за счет давления масла, присутствующего в нем.
Со временем и пружина ослабевает и выработка в парах трения появляется, а значит и натяжитель перестает держать давление масла и не натягивает должным образом цепь

При запуске мотора гремит цепь ГРМ, устранил причину своими руками без разбора мотора и визитов в сервис.-4

Именно поэтому в первые 2-3 секунды после запуска, пока не создастся нужное давление для поддержания цепи в натяжении, натяжитель "гуляет" вместе с цепью, последняя же и создает посторонние звуки грохота и звона.

Последствия грохота цепи - цепь задевала за крышку ГРМ и оставила небольшое повреждение
Последствия грохота цепи - цепь задевала за крышку ГРМ и оставила небольшое повреждение

Устранить причину можно двумя путями.
Первый из них лично я не проверял, его работоспособность сомнительная и этот "эконом" вариант я использовать не советую.

Некоторые автовладельцы используют присадки для двигателя, "восстанавливающие" чудесным образом хон в цилиндрах, убирающие задиры и приводящие двигатель в состояние беспробежного заводского.
Второй вариант, которым пользуются перекупы - залить масло погуще и продать, пока не забрякал. Собственно, оба этих метода специфичны и проверять вам не советую.

При запуске мотора гремит цепь ГРМ, устранил причину своими руками без разбора мотора и визитов в сервис.-6

Второй вариант - замена натяжителя без замены цепей.
К счастью, цепи на моем дизельном двигателе мало подвержены износу и удлинению за счет низких рабочих оборотов, роликовой конструкции и вполне приличной толщины звеньев. Многие меняют их лишь при пробеге за 400-500 тысяч километров.
В моем же случае они пробежали меньше 240 тысяч километров, а значит им еще ходить и ходить. Поэтому я приступил ко второму способу - замене натяжителей.

В качестве стопора распредвала использовал сверло на 8мм
В качестве стопора распредвала использовал сверло на 8мм

Благо, для этого не придется даже разбирать мотор, достаточно лишь добраться до крышек ГРМ и снять их, открутив после этого по 3 болта, держащих каждый из натяжителей.

Крышка ГРМ после легкой очистки от масляных отложений
Крышка ГРМ после легкой очистки от масляных отложений

На процедуру замены обоих натяжителей я потратил несколько часов в гараже, с учетом того, что делал такую процедуру вообще в первый раз.
В сервисах либо отказывались браться за эту работу, ссылаясь на невозможность без съема двигателя осуществить замену, либо озвучивали ценник, включающий отсоединение АКПП и разборку половины машины.

Я же потратил на эту работу примерно 500 рублей ,во столько встал мне тюбик герметика, без которого поставить крышки обратно никак не вышло бы без возможных последующих течей.

Слева новый натяжитель, а справа старый. Давление масла он не держал по причине выхода из строя клапана, на новой версии этого клапана вовсе нет, давление масла не пропадает после выключения двигателя
Слева новый натяжитель, а справа старый. Давление масла он не держал по причине выхода из строя клапана, на новой версии этого клапана вовсе нет, давление масла не пропадает после выключения двигателя

Да, запчасти недешевые, оба натяжителя мне вышли в 15 тысяч рублей, но стоимость замены озвученная сервисами превышала в 2-4 раза цену запчастей.

При запуске мотора гремит цепь ГРМ, устранил причину своими руками без разбора мотора и визитов в сервис.-10

Теперь же при запуске мотора абсолютная тишина, никаких посторонних звуков кроме как цоканье форсунок и приглушенный звук выхлопа.
Никакого грохота ни при запуске, ни при последующей работе двигателя от механизма привода ГРМ замечено не было.

Похоже, что сейчас самостоятельный ремонт будет только набирать популярность - новых машин за нынешний ценник не купить, а старые начнут потихоньку сыпаться. Вот и придется либо искать гаражные сервисы, где делают качественно и недорого (чего, конечно же, не бывает), либо заниматься самостоятельным ремонтом при наличии возможности и времени.

Ремонтируете ли вы свои машины самостоятельно и какие работы делаете сами, а какие доверяете сервисам?
Оставляйте в комментариях свое мнение на этот счет, будет интересно почитать, что вы думаете.

Спасибо за внимание.