Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Гендерная идентичность подростков

Современные исследования доказывают, что развитие цифровых технологий и массовых коммуникаций становится одним из ведущих институтов социализации. Цифровизация общества существенно влияет на наше мировоззрение, внедряя в наше сознание определенные нормы и ценности. Информационная среда, в которой сейчас находится человек, формирует новую реальность.

Информационное пространство играет особенно важную роль в социализации подростков, поскольку этот процесс совпадает с процессом идентичности, который начинается в раннем подростковом возрасте и является одним из важнейших этапов становления личности. В современной культуре, где визуализация и виртуализация стали важными характеристиками, проблемы, связанные с идентичностью, становятся актуальными. Одним из факторов, формирующих идентичность, является гендер. Формирование гендерной идентичности происходит на основе биологически заданного пола и воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. В современном обществе наблюдается трансформация традиционных гендерных образов, что связано с изменением социокультурных ролей в обществе.

Женская привлекательность в современных СМИ строится по анатомическому принципу, а мужская - по принципу маркеров социального статуса. Современная молодежная культура ориентирована на визуальные материальные блага, отображаемые в социальных сетях. Динамика гендерных образов в современном обществе развивается по законам бесконечности гендерной идентичности, представляющим собой основной закон толерантности - равнозначность.

Процесс размывания гендерных образов наблюдается в современных модных тенденциях, как casual, unisex, normcore, для которых разделение костюма по полу на мужской и женский несущественно ни в стилистическом исполнении, ни в конструктивном.

В структуру гендерной идентичности входят эмоционально-оценочный, когнитивный, поведенческий и личностный компоненты. Нарушения гендерной идентичности широко рассматриваются в современной психологии. По мнению Т.Е.Когана, нарушения гендерной идентичности подразделяются на:

  • индивидуальные вариации соотношения маскулинности и фемининности, сопровождающиеся адаптивными реакциями;
  • полоролевой конфликт как переживание реального или мнимого несоответствия полоролевым стандартам с личностными реакциями невротического типа;
  • конфликт полоролевой идентичности как активное, сознательное противопоставление себя как представителя противоположного пола и существующих полоролевых стандартов.

Личностные реакции при этом носят целенаправленный, активно-адаптивный характер и стремятся легализовать свой гендерный опыт, несмотря на пол.

Е. П. Ильин подчеркивает, что нарушение гендерных стереотипов имеет статистически значимую связь с различными формами аутоагрессии (суицидальные попытки), аддитивным поведением (наркомания, алкоголизм), социальной дезадаптацией.

Семейная среда является важной детерминантой эмоционального и психического развития ребенка. Ода из основных функций семьи - функция воспитания: в семье формируются адекватные полоролевые образы, гендерная идентичность, гендерные стереотипы, основанные на выработанных родителями стандартах-образах ребенка, в соответствии с которыми они строят процесс воспитания. В условиях взаимодействия с ребенком формируются образы отражения и эталонные образы, то есть образы, соответствующие тому, каким ребенок является сейчас и каким его увидят родители в будущем.

Формирование гендерной идентичности определяется отношениями в семье; внутрисемейные конфликты играют негативную роль в этом процессе и могут влиять на формирование недифференцированного типа гендерной идентичности.

Депривация — это психологическое состояние, возникающее в результате ограничения способности удовлетворять основные психические и личностные потребности. Депривация характеризуется отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушениями социальных контактов. Последствия депривации сопровождается заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, чувством беспомощности. Кризис гендерной идентичности обусловлен противоречивостью идентификационных образов, наличием внутриличностных конфликтов.

Современное цифровое общество устанавливает свой собственный критерий "норм". Существующие традиционные модели маскулинности и фемининности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в свою личность различные социальные роли, модели поведения и черты характера. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ Я не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность.

Подростковый возраст особенно чувствителен к различного рода нарушениям, в том числе к формированию недифференцированных форм гендерной идентичности, гендерно-ролевой неадекватности. Освоение жизненного и полоролевого опыта в этом возрасте связано с трудностями, которые могут проявляться в акцентуациях, психопатиях, невротических и психосоматических расстройствах.

ДЛЯ ЗАПИСИ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ пишите в Telegram, WhatsApp +7 (912) 126-72-59

Автор: Воровщикова Анастасия Борисовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru