С развитием научно-технического прогресса возросли и требования, предъявляемые к человеку. Наиболее очевидно это проявилось в возникновении дефицита времени. Сегодня немногие люди могут себе позволить распоряжаться своим временем свободно, поскольку в последнее время в нашем обществе значительно возросла неформальная продолжительность рабочего дня, что неминуемо привело к увеличению нагрузок. Вырос и объем информации, которой приходится оперировать. Согласно многим прогнозам, этот рост будет удваиваться каждые 20 месяцев. По закону Гордона Мура, одного из изобретателей микрочипа, быстродействие компьютеров удваивается каждые 18 месяцев. Но возможности человеческого организма не эволюционировали с ходом прогресса, включаются только защитные функции психики. Многие начинают испытывать беспокойство и на физиологическом уровне организм ощущает перегрузки, следствием которых могут быть сердечно-сосудистые заболевания, язва желудка и другие болезни.
«Для того, чтобы не оказаться в такой ситуации нужно научиться управлять своим временем, – говорит декан факультета психологии Уфимского университета науки и технологий Ирина Хох, – то есть овладеть искусством тайм-менеджмента, который является основной составляющей системы личной эффективности для любого амбициозного человека. Не важно, какая цель преследуется: похудеть, получить красный диплом, начать свой бизнес... Ни одно из этих дел невозможно без навыков самоорганизации».
Тайм-менеджмент – это практическое руководство к действию, благодаря которому можно определить собственные жизненные приоритеты, создать свое видение успеха. Разработка действенных мотиваций позволяет не просто беречь время, а развиваться как личность. Самодисциплина – жизнь по строгим правилам, которые человек устанавливает для себя, в своих собственных интересах. Такие жесткие рамки, как ни странно, не ограничивают личность. Напротив, это единственный путь к настоящей свободе.
«Самоменеджмент начинается с инвентаризации времени, – продолжает Ирина Рудольфовна. – Она позволит выявить сильные и слабые стороны организации трудового процесса, скорректировать их в нужном направлении. Опись всех видов деятельности включает: основные рабочие задачи и «помехи» или вынужденные перерывы, так называемое «мусорное время». Причинами нерационального расходования времени могут быть личностные факторы: неорганизованность, халатное отношение к трудовым обязанностям, отсутствие самодисциплины, стремление все делать в спешке. Впрочем, излишнее рвение, желание взвалить на себя все дела разом тоже редко дает положительный результат».
По словам психолога, нужно провести исследование распределения вашего времени. В течение недели или хотя бы двух-трех дней вести дневник временных затрат, даже если вы полагаете, будто каждый день делаете одно и то же и примерно в одно и то же время.
«Начинайте с момента вставания и заканчивайте засыпанием, – советует психолог. – Учитывайте все, что Вы делаете. Регистрируйте даже дела, требующие минимальных затрат времени: например, телефонный разговор, длящийся 10 секунд. Причем, делать это необходимо именно в те моменты, когда происходит переключение на другую деятельность. Если ведение записи перенести на вечер, то вероятность искажений велика.
Результаты такого учёта покажут, как распределяется Ваше время: на что отводится больше времени, сколько тратится на второстепенные дела, из-за чего переносятся важные дела, как организуются перерывы, что Вы упускаете из виду.
Только при таком скрупулезном анализе временных затрат можно ответить на вопросы: достигли ли Вы поставленных целей и что необходимо изменить для оптимизации контроля времени. А, проанализировав результаты наблюдений, понять, что можно изменить и как улучшить свои способности организовать и контролировать время».
Ирина Рудольфовна рассказала о методе «Помидора». Эта тактическая методика со смешным названием была придумана в 80-е годы прошлого столетия итальянцем Франческо Чирилло. Будучи одним из отстающих студентов, молодой человек решил начать работу над собой, чтобы подтянуть успеваемость. Проведя подробный «разбор полетов», он уяснил, что никак не может сосредоточиться на учебе, отвлекаясь на множество мелких дел. Тогда Франческо принес с кухни таймер в виде томата, установил его перед собой и засек время занятий.
Практическим путем было выявлено, что сосредоточенно изучать науки он в состоянии в течение 25 минут. За этот период студент ни разу не отвлекался от книги. В дальнейшем было принято решение разбить все время, отведенное на занятия по блокам. В получасовой интервал входило время максимальной концентрации — 25 минут, а также время отдыха, которое отводится как раз на те самые мелкие дела. Метод «помидора» получил сегодня широкое распространение благодаря своей простоте и эффективности.
Филипп Зимбардо, исследователь Стэнфордского университета, полагает, что всех людей в зависимости от отношения ко времени можно разделить на четыре группы:
1. «Маньяна» (исп. – завтра). Сюда входят люди, предпочитающие откладывать принятие решения настолько, насколько это возможно. Они живут в своем собственном темпе, не переживая, если что-то не сделано в срок; редко приходят вовремя на встречи.
2. «Гедонисты настоящего». Этими людьми движет стремление к быстрому получению вознаграждения и удовольствия. Они легко могут пожертвовать срочными, но неприятными делами в пользу менее значимых, но более приятных дел. К планированию относятся негативно, предпочитая действовать спонтанно. Стремятся к работе, которая позволяет быстро увидеть результаты своего труда.
3. «Ориентированные на будущее». Такие люди ставят перед собой долгосрочные личные цели, планируя свою карьеру на много лет вперед. Они тщательно продумывают свои действия и установленный порядок предпочитают разнообразию.
4. «Остро ощущающие время». В эту группу входят те, кто предпочитает работать в сжатых сроках, по строгому графику, требуют пунктуальности от себя и других. Они лучше работают в напряженных ситуациях. Им, как правило, сложно расслабиться.
«Конечно, такое распределение условно, – комментирует Ирина Рудольфовна. – Людей невозможно «рассортировать» по каким-либо группам. В зависимости от ситуации мы можем попадать в ту или иную группу, например, если мы на работе выбираем одну зону, предположим – четвертую, а на отдыхе предпочитаем первую.
Можно еще более упростить классификацию по параметру «отношение ко времени» и всех нас причислить либо к хронофагам – людям, расточительно использующим свой временной ресурс, буквально пожирающим его, либо к хроносейверам, которые, поймав «волну времени», перемещаются по ней, получая максимум удовольствия и достигая поставленных результатов».