Найти в Дзене
Петербург и всё такое

Было и стало: Зимний дворец. Большой Фельдмаршальский, Георгиевский и Концертный залы

Оглавление

Сегодня понедельник, поэтому опять мы в Зимнем. В первых частях мы гуляли по гостиным и личным покоям императрицы Александры Фёдоровны (Первой). А сейчас — продолжим маршрут по торжественным помещениям Эрмитажа. И продолжаем сравнивать старые акварели и мои фотографии. Было и стало: Зимний дворец. Большой Фельдмаршальский, Георгиевский и Концертный залы.

Большой Фельдмаршальский зал.

Поднявшись по Главной Иорданской лестнице, пройдём немного влево. И попадём в просторный и величественный зал. Но сперва взглянем на акварель Эдуарда Петровича Гау, мастера перспективной акварельной живописи. Она, как всегда, поражает фотографической точностью прорисованных деталей. А ведь картина написана 170 лет назад. Это — Большой Фельдмаршальский зал Зимнего дворца.

Художник Э.Гау
Художник Э.Гау

Думаю, на картине запечатлён развод караула Лейб-Гвардии Казачьего полка. Мраморные белоснежные колонны подчёркивают величие и статусность этого зала.

Вид зала сегодня. Он полностью узнаваем. Однако, наборный паркет утрачен, очень жаль.

Фото автора
Фото автора

Рисунок на потолке с тем же объёмным оформлением. И сандрики-ниши над дверями и окнами соответствуют оригинальным, хорошо прорисованным на акварели.

Фото автора
Фото автора

Боже мой! И люстры оригинальные! Прославляют подвиги воинов-защитников. Сандрик над дверью очень красив — рыцарский шлем в окружении доспехов. И те же мраморные ионические колонны с улитками на капителях.

Фото автора
Фото автора

Ещё одна люстра, фельдмаршальская. А драпировка окон изменена. Но пилястры (плоские колонны) того же ионического ордера. Какая же красота!

Фото автора
Фото автора

И картины на стенах те же!!! Сохранились.

Дверь в центре Фельдмаршальского зала ведёт в Малый Тронный, Гербовый залы и Военную галерею. Но о них поговорим в следующей статье. А сейчас рассмотрим Главный зал. Он — рядом.

Большой Георгиевский зал.

Самый Главный торжественный зал Зимнего дворца — Большой Георгиевский зал. Бело-золотое великолепие. Прекрасная работа реставраторов. В центре виден Императорский трон. В простенках окон, между колонн, красуются сегодня малахитовые вазы.

Фото автора
Фото автора

Но акварели Константина Андреевича Ухтомского малахитовые вазы отсутствуют. А плафон на потолке — оригинальный.

Художник К.Ухтомский
Художник К.Ухтомский

Посетители зала спешат подойти поближе к царскому трону и рассмотреть его повнимательнее.

Фото автора
Фото автора

И почему-то посетители-мужчины непременно фотографируются на фоне царского трона. Именно, мужчины))).

Фото автора
Фото автора

Современным посетителям удивительна подставочка под ноги, возле трона.

Фото автора
Фото автора

Вазы, под светом люстр, отражаются в зеркалах и создают бесконечную перспективу.

Фото автора
Фото автора

Такая облицовка ваз малахитом выполнена в технике «русской мозаики» И создаётся видимость цельного камня. Я подошла поближе к вазе, сделала снимок и невольно попала в кадр))).

И опять же, люстры: у двери над вазой — люстра с пёрышками. А следом за ней, по периметру зала, разместились её сёстры, роскошные красавицы. На этом фото я только сейчас подметила такую разницу.

Концертный зал

На следующей акварели К.Ухтомского представлен Концертный зал. Он находится перед Малахитовой гостиной.

Художник К.Ухтомский
Художник К.Ухтомский

Знаете, мне акварельная картина понравилась больше современного снимка. Почему? Посмотрите на шедевр Ухтомского. Как скрупулёзно выписаны все объёмные детали. Совершенство! Действительно, будто техника D3! А какая люстра в центре?! Настоящее сокровище! Опять же!

Фото автора
Фото автора

Что видим сегодня? Горельефы на фризе те же. Роспись потолка та же. А вот как-то всё выбелено и обезличено. Здесь расположилась временная экспозиция (из запасников Эрмитажа). А люстра ... миниатюрная. На акварели мы видим 5 люстр - огромных и восхитительных. Одна в центре и четыре по краям. Представляю, как было светло в этом зале во время концерта или бала.

Фото автора
Фото автора

Но какая же она изящная при ближнем рассмотрении?!

И за моей спиной, в этом зале, находится главное украшение и главная реликвия Эрмитажа. Мемориальный комплекс раки Александра Невского. 1.5 тонны высокопробного серебра. Он изготовлен в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Рака — это ковчег с мощами, саркофаг.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

В 1922 году Рака была перенесена из Троицкого собора Александро-Невской лавры в Эрмитаж. И находится на втором этаже Зимнего дворца, в парадной галерее, в Концертном зале.

Буквально несколько дней назад стало известно, что Рака покидает Эрмитаж. И возвращается «домой», в Свято-Троицкий собор Лавры. По частям. Окончательная дата переноса —19 сентября 2023 года.

Вот так мы совершили ещё одну прогулку по залам Зимнего дворца. И сравнили, как Было и Стало. Продолжение следует.

Напомню, что эти статьи — не об экспонатах музея. Это мои прогулки по Зимнему дворцу. Мои фотографии. И моё сравнение их со старыми акварелями середины 19-го века.

П.С. И не пишите в комментариях, дескать, мало текста, много фоток, использую непрофессиональны термины и проч.. «Не нравится — не ешьте». А остальным же читателям — моя благодарность и моё почтение!!!

Спасибо за прочтение статьи! Спасибо за лайки/комменты/подписки! Берегите себя! До встречи!

Читайте по теме в предыдущих частях: