Здравствуйте, друзья мои! Была на днях в музее Эрмитаж. И открываю серию публикаций на тему «Было и стало: Зимний дворец». Первая часть называется — Парадная лестница и Малахитовая гостиная.
Про музей Эрмитаж подробно писать не имеет смысла: роликов и научных статей на эту тему в сети много-премного! И специалисты расскажут о коллекции музея лучше, чем я. Сегодня Зимний дворец (главное здание Эрмитажа) — пустынный музей с гулкими залами, с картинами на стенах и скульптурами по углам. Экспонаты собраны по направлениям. Гобелены висят в одной галерее, секретеры-бюро расставлены в другом месте, царские сервизы под стеклом покоятся в третьем, египетские мумии — в четвёртом.
Меня же всегда интересовал вопрос: какими эти гостиные и залы были в те времена, когда в Зимнем дворце жили императорские семьи? Они наверняка украшались и декорировались чудесными предметами быта. Изящной мебелью, живыми цветами, птичьими клетками, этажерками и ширмами, письменными и туалетными столиками с роскошными принадлежностями. И всегда я мечтала попасть, хоть на минуточку, в те комнаты 150-летней давности и полюбоваться на дворцовые интерьеры. Узнать и посмотреть, как было и стало!
И вот мои мечты осуществились. Я нашла в сети акварельные картины придворных художников середины XIX века — К.Ухтомского, Э.Гау
Л.Премацци. Эти мастера акварельной перспективы запечатлели интерьеры залов дворцового комплекса 150 лет назад, в правление императора Николая Первого. Я сравнила их с моими фотографиями. Вот, что получилось.
Парадная лестница Зимнего дворца.
Главная парадная лестница Зимнего дворца — Иорданская (Посольская) с чудесным расписным плафоном (потолком).
Акварель выполнена Константином Ухтомским, мастером перспективы, академиком Императорской Академии художеств. Парадная лестница (почему-то) не покрыта ковровым сукном.
А вот мои снимки. Сегодня на ступеньках лестницы уложена красная ковровая дорожка. Однако, большое количество посетителей не позволило мне сделать качественное фото.
Будем наслаждаться верхней частью парадной лестницы.
И плафон по-прежнему хорош! «Было и стало» — прекрасная работа реставраторов.
Всё же удалось «зацепить» красную дорожку!)))
От парадной лестницы, вдоль Невы, в сторону Адмиралтейства (через 2 парадных зала) расположились апартаменты императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая Первого. Три парадные гостиные, две столовые, два кабинета и личные покои.
Малахитовая гостиная.
И вот первой галерею апартаментов открывает — Малахитовая гостиная. Это мой современный снимок.
И ниже — акварель Константина Ухтомского. После пожара во дворце в 1837 году по проекту А.Брюллова гостиная была восстановлена в цвете малахита (до пожара в декоре господствовала яшма).
На картине видим изящные ширмы, отделяющие с двух сторон зону отдыха императрицы. Роскошны потолочные люстры и напольные фонарные. Колонны, пилястры, камины, вазы облицованы малахитом по методике «русской мозаики». А кажется, что это цельный малахит. Декоративный камень был добыт и привезён с Урала, с Демидовских рудников. В целом, современная картинка и старая акварель почти идентичны.
Аллегорические фигуры « День, Ночь и Поэзия» были тоже удачно восстановлены после сокрушительного пожара.
Прекрасен паркет с сохранённым орнаментом. Но милый дамский столик посередине инкрустированного цветка отсутствует, к сожалению.
И великолепный золоченый потолок сверкает, как и в прежние времена.
Сохранён малиновый тон драпировки на окнах. Малахит, золото и малиновый цвет — три главных тона составляют основную палитру этих парадных покоев.
Зеркала над каминами и между окон удачно расширяют пространство и весело играют с золотым потолком Малахитовой гостиной.
Ещё раз глянем на старинную акварель и отметим, как изящно расставлены бархатные малиновые кресла-оттоманки для отдыха. И ширмы, ах!!!
Захотелось побывать там, погулять по паркету с веером, в длинном платье.
Подойдём к открытым межкомнатным дверям и посмотрим внимательно на дверные ручки. Ради них я и начала серию моих статей на тему «Было и стало: прогулка по залам Эрмитажа» именно с Малахитовой гостиной.
Красота?! Чудо! Огромный камень в когтях хищной птицы. Это — фирменный знак архитектора Андрея Штакеншнейдера. Этот зодчий не только восстанавливал Зимний дворец, но и возвёл дворцы для детей императора Николая I — Мариинский, Ново-Михайловский, Николаевский.
Пожалуй, на сегодня — достаточно. Но впереди ещё много интересного. И до акварелей Эдуарда Гау и Луиджи Премацци обязательно доберёмся!
Было и стало: Зимний дворец. Парадная лестница и Малахитовая гостиная.
Продолжения читайте ниже:
Спасибо за прочтение статьи! Спасибо за лайки/комменты/подписки! Всем — хорошего дня! Берегите себя!