Крити́ческий реализм — в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века. В основе данного литературного направления лежит принцип историзма правдивого изображения действительности.
По моему мнению, выход в свет данного литературного направления был тесно связан с историческими событиями того времени. В 30-х годах XIX века стало обозначаться ведущее классовое противоречие буржуазного общества — противоречие между буржуазией и рабочим классом.
Эти годы являются периодом подъема в различных областях культуры буржуазного общества. Революция 1789—1794 годов открыла новые широкие перспективы развития передовой научной мысли. Начинается мощный расцвет философии, естественных, технических, исторических наук.
Незавершенность буржуазной революции 1789—1794 годов, заторможенность в развитии буржуазного общества в период Реставрации побуждают буржуазных историков выдвинуть передовую для того времени концепцию исторического развития, согласно которой победа буржуазии над дворянской аристократией признавалась исторически неизбежной, подготовлявшейся всем ходом истории в течение многих веков.
Надо отметить, однако, что после окончательного укрепления буржуазного общества — после 1830 года — те же самые историки переходят на реакционно-охранительные позиции, стремясь к укреплению господства буржуазии, ее безраздельной власти над эксплуатируемыми классами.
Для писателей того времени сказать правду о буржуазном обществе значило разоблачить это общество и сформировать новые устои.
Все эти события так или иначе повлияли на формирование критического реализма не только как художественного направления, но и как и образа мышления жителей того времени.
Критический реализм в данный момент можно полноправно считать образом мышления современного человека.
К примеру:
- Западноевропейский критический реализм (Диккенс, Стендаль, Бальзак, Флобер) отличался более радикальными методами, в основе которых лежал насильственный метод для преобразования мира и достижения всеобщей социальной справедливости (учения Маркса, Ницше). Если посмотреть на историю становления современных стран Запада и Европы, то можно увидеть, что у них изначально преобладал данный метод достижения целей.
- Русский же критический реализм отличался более щадящими методами и предлагал иной выход для личности: вера, всепрощение, непротивление злу насилием и нравственное самосовершенствование (образ Пьера Безухова у Л. Н. Толстого). Нельзя сказать, что становление России обошлось без определённого кровопролития, но русский народ на протяжении всей истории считался одним из самых душевных и верующих, что приводило к исканию других путей достижения целей.
В обоих случаях, описанные писателями герои и события были максимально приближенны к реальности.
Из гипотезы, представленной выше, можно сделать вывод: критический реализм это не только направление в художественной литературе, но и образ мышления, характерный и по сей день.
Для подтверждения своей гипотезы я провела опрос среди школьников в возрасте от 14 до 18 лет. Всего в опросе поучаствовало 30 человек. На диаграммах, представлены результаты опроса:
Исходя из результатов опроса можно сделать следующие выводы:
- Современные подростки-школьники знают о таком понятии как критический реализм
- Большая часть принявших участие в опросе знакома с историческими событиями XIX века и с писателями того времени
- Большая часть проголосовавших положительно ответила на последние три вопроса
Из выводов, представленных выше, следует:
- большая часть подростков-школьников опирается не только свой жизненный опыт, но и на опыт предшествующих поколений. Они формируют свои убеждения основываясь не только на своём жизненном опыте. Это сопутствует формированию образа мышления, схожего с предшествующими поколениями.
Благодаря результатам, полученным вследствие опроса, подтверждается моя гипотеза: критический реализм действительно является образом мышления современного человека, а не только литературным направлением.