Найти в Дзене

О Дулёвском фарфоре из книги 1969 года, "Керамика в современной квартире".

Хочу с вами поделиться интересным материалом из книги 1969 года "Керамика в современной квартире".

М. Черейская, В. Серебренников. "Керамика в современной квартире". " Художник РСФСР". Ленинград. 1969г. Фото Н. Ломоносовой.
М. Черейская, В. Серебренников. "Керамика в современной квартире". " Художник РСФСР". Ленинград. 1969г. Фото Н. Ломоносовой.

"Не будет большим преувеличением, если сказать, что почти в каждом доме можно увидеть чайный или столовый сервиз, вазочку или фарфоровую статуэтку Дулевского завода. Ориентация на изготовление бытовых вещей, необходимых в домашнем обиходе, характерна для этого предприятия.

Достигнуть высокой культуры производства и художественной полноценности каждой вещи при широком ассортименте выпускаемой продукции и больших тиражах — нелегкая задача. За решение этой задачи взялся творческий коллектив под руководством главного художника завода Петра Леонова. Недостаточно было только изменить старые, доставшиеся „по наследству“ формы чайников, тарелок, кофейников, нужно было осуществить перестройку взглядов на предметы массового производства В соответствии с требованиями нашего времени. Дело в том, что массовая продукция Дулевского завода еще не всегда отвечает современным требованиям как по форме, так и по росписи. В дулевском фарфоре долгое время ощущался разрыв между формой изделий и росписью. Поэтому для многих художников завода, занимавшихся ранее только росписью готовых форм, весьма полезной оказалась работа над новыми формами. Их мы видим в столовом сервизе П. Леонова „Современный“, чайном сервизе В. Яснецова и других произведениях.

Интересно, что в некоторых работах художники попытались привить фарфору свойства, которые, казалось бы, присущи лишь грубой керамике: массивность, крупные объемы, свободную проработку форм — свойства, характерные для изделий из обыкновенных глин. Конечно, такое использование материала является спорным, но нельзя отказать дулевцам в настойчивом стремлении расширить декоративные возможности фарфора. Много работает в этом направлении Петр Леонов.

Его крупные чайники, блюда с сочной, размашистой росписью очень декоративны. Его ансамбль „Золотой олень" (чайник, блюдо, ваза, украшенные пышной росписью — розовым, зеленым и золотом,которая покрывает весь сосуд, рядом с оставленными „островками“‘ чистого белого фарфора) отличается орнаментальностью и чисто русской широкой узорностью.

Декоративные чайник и чашка "Золотой олень". 1957 г. П. В. Леонов (художник-керамист). Дулевский фарфоровый завод. Период создания:1962 г.
Материал, техника:бумага. Размер:10,5 х 15,0 см.
Место создания:СССР. Номер в Госкаталоге:37736262. Номер по КП (ГИК):ГМИ СПб 364886/1043. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга". Госкаталог.РФ.
Декоративные чайник и чашка "Золотой олень". 1957 г. П. В. Леонов (художник-керамист). Дулевский фарфоровый завод. Период создания:1962 г. Материал, техника:бумага. Размер:10,5 х 15,0 см. Место создания:СССР. Номер в Госкаталоге:37736262. Номер по КП (ГИК):ГМИ СПб 364886/1043. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга". Госкаталог.РФ.

Леонов П. Сервиз "Золотой олень". Блюдо. Период создания:1957. Материал, техника:фарфор, крытьё надглазурное, роспись, позолота (глянец). Размер:Диаметр - 23,5 см. Место создания:Россия, Московская обл., Дулево.Номер в Госкаталоге:35175439. Номер по КП (ГИК):ГИМ 104909/177. Инвентарный номер:11558 фф. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей". Госкаталог.РФ.
Леонов П. Сервиз "Золотой олень". Блюдо. Период создания:1957. Материал, техника:фарфор, крытьё надглазурное, роспись, позолота (глянец). Размер:Диаметр - 23,5 см. Место создания:Россия, Московская обл., Дулево.Номер в Госкаталоге:35175439. Номер по КП (ГИК):ГИМ 104909/177. Инвентарный номер:11558 фф. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей". Госкаталог.РФ.

Не так-то просто внести что-либо новое в привычные, давно сложившиеся формы бытовой посуды. И все же художникам Дулева удается придать свежесть и новизну формам и пластике изделий.

Много интересных произведений выполнено талантливым художником Т. Воскресенской, обладающей оригинальным и смелым почерком (илл. 21). Особенно привлекателен ее чайный сервиз „Яблоко“. Округлые формы предметов сервиза, подсказанные формой зрелого, налившегося плода, создают приятный зрительный образ и дают большие возможности для росписи. Недаром этот сервиз полюбился многим дулевским живописцам.

М. Черейская, В. Серебренников. "Керамика в современной квартире". " Художник РСФСР". Ленинград. 1969г. Фото Н. Ломоносовой.
М. Черейская, В. Серебренников. "Керамика в современной квартире". " Художник РСФСР". Ленинград. 1969г. Фото Н. Ломоносовой.

Современностью форм и ясностью творческого замысла отличаются чайные и столовые сервизы А. Строчилина. Их эстетическая ценность заключается главным образом в тщательно продуманной архитектонике предметов. Каждая деталь осмыслена художником в масштабе всего изделия. Хорошо иллюстрирует творческие концепции художника одно из его лучших произведений чайный сервиз „Шпиль“. В нем наиболее полно проявились характерные для автора изящество и четкость пластического языка. С большим художественным тактом выполнена Строчилинным роспись сервиза: она немногословна — лишь короткие вертикальные полоски, в строгом порядке расположенные на поверхности. Чайник и чашки с широким основанием напоминают по форме круглые башни. В этой работе достигнуто то правильное соотношение формы и декора, которого иногда недостает многим изделиям Дулевского завода, когда либо декоративное оформление безучастно к форме, либо форма спорит с чуждой ей росписью. Пожалуй, наиболее активно дулевскими живописцами используются изобразительные мотивы. И это понятно. Сама природа, окружающая Дулево, дает богатый материал для творчества. Натуралистичность в трактовке растительных форм, еще недавно свойственная оформлению продукции завода, уступила место более свободному, обобщенному рисунку. Это способствовало возрастанию декоративных качеств изделий. Примером может служить питьевой прибор ‚,Тюльпан“ художника В. Яснецова (форма А. Строчилина). Алые, ярко-желтые и белые лепестки цветков, нанесенные свободными, широкими мазками, очень эффектно контрастируют с глубоким, насыщенным тоном кобальта в основном фоне. Весь прибор отличается свежестью и жизнерадостностью (илл. 22).

М. Черейская, В. Серебренников. "Керамика в современной квартире". " Художник РСФСР". Ленинград. 1969г. Фото Н. Ломоносовой.
М. Черейская, В. Серебренников. "Керамика в современной квартире". " Художник РСФСР". Ленинград. 1969г. Фото Н. Ломоносовой.

Гораздо реже и не всегда удачно в оформлении изделий участвует геометрический рисунок. Так, в некоторых декоративных вазах орнамент слабо увязан с пластикой, и кажется, что он задуман для совершенно иных форм.

Немало еще нужно потрудиться живописцам завода, чтобы получить то замечательное равновесие между пластикой предмета и декором, которое всегда отличало лучшие произведения в фарфоре.

Высокий художественный уровень характерен для декоративной скульптуры Дулевского завода. Талантливые скульпторы А. Сотников, А. Бржезицкая, О. Богданова, П. Кожин, Н. Малышева, Е. Гатилова и другие мастера в течение ряда лет создают образцы для массового производства."

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

-6