Найти тему
Этому не учат в школе

Памятная дата военной истории России, о которой почти никто не помнит — битва на реке Салнице

В 1111 году русские князья объединились под главенством Владимира Мономаха и совершили поход в степь, на город Шарукань, который был тогда столицей половцев. Город был взят без боя, но в 27 марта 1111 года русское войско с половцами всё же столкнулось. Кочевники, судя по всему, имели численное преимущество и попытались окружить князей, но те и сами перешли в стремительную атаку, а после тяжелой битвы обратили врага в бегство и долго преследовали его.

Постоянные смуты и раздоры средь русских княжеств только способствовали тому, что половцы совершали постоянные набеги и разоряли земли Руси. А иногда бывало так, что князья и сами активно привлекали половцев для междоусобных войн. Но было и по другому — русские объединяли силы и давали отпор врагу сообща. Именно так произошло 27 марта 1111 года в битве на реке Сольнице (Салнице).
В 1111 году русские князья предприняли большой поход в степи. Главной задачей этого похода была столица кочевников — город Шарукань.

Подготовка к походу началась заранее и включала в себя целый комплекс мер, в том числе и поиск союзников среди самих половцев. Известно, что Владимир Мономах посетил с богатыми дарами вождей некоторых из кочевых племен и заручился их поддержкой или хотя бы уговорил на нейтралитет. Кроме того, он женил своего сына Юрия Владимировича (того самого, который однажды станет Донским) на одной из дочерей могущественного половецкого хана. Точно также поступили и некоторые другие русские князья. Таким образом, еще до начала военного похода Русь обрела в лице некоторых племен надежных друзей.

Параллельно с этим началась идеологическая обработка собственного населения. Владимир Мономах как главный организатор похода был человеком очень умным, а потому придал своей затее интересную роль. По его задумке, поход на половцев — это не просто военный поход, это поход во имя веры, грубо говоря, крестовый поход. Это важно, потому что люди, сражавшиеся во имя своего Бога, были куда более сплоченны, чем те, которые шли отстаивать интересы княжеств, тем более что эти княжества на тот момент ещё никогда едиными не были и чаще враждовали, чем дружили.

Поход начался, и довольно быстро русские рати взяли город Шарукань. Надо сказать, что он практически не сопротивлялся, сдавшись без боя. Но были и те, кто оказывал сопротивление, например, город Сугров. В отместку за это после взятия он был почти полностью уничтожен. Кроме того, было несколько стычек в открытом поле.

-2

Но все же главной битвой этого похода была битва на реке Сальнице (ныне это печально известный город Изюм, что под Харьковом). 27 марта 1111 года русские столкнулись с большим половецким войском, которое, судя по всему, сильно превосходило по численности и за счет этого предприняло попытку окружения княжеских войск. Князья ждать этого окружения не стали, а ударили по врагу сами. Стремительный удар русских лишил половцев возможности следовать своей излюбленной тактике, при которой активно использовались маневры легкой конницы. Эта конница оказалась в общей “толкучке” и своим преимуществом (скорости) более воспользоваться никак уже не могла.

Однако и половцы были воинами умелыми и дрались храбро. Эти земли уже давно находились под их властью, так что в каком-то смысле они бились за свой родной дом, что придавало им сил. В какой-то момент им даже удалось оттеснить русских в центре (киевского князя Святополка Изяславича), и если бы Владимир Мономах не привел часть своих людей ему на выручку, исход битвы мог бы быть совсем другим.

-3

Когда в центре битвы появились воины во главе с Мономахом, это придало сил киевлянам, а также сломило половцев. Последние их силы иссякли, и они стали не просто отступать, а бежать к реке, к броду. Такое беспорядочное бегство привело к тому, что русские бросились за противниками в погоню, причем, как пишут летописи, пленных тогда не брали, стремившись истребить как можно больше вражеских воинов. В тот день половцы потеряли порядка 10 тысяч человек, а весть о великой победе русской рати была разнесена гонцами не только по всем княжествам Руси, а дошла даже до далеких европейских стран и, что особенно важно, до Рима, где сидел Папа Римский. Весть эта была воспринята с большим воодушевлением, как победа воинов Христа над темным язычеством.

А ниже ещё несколько интересных статей про славные победы: