Найти тему

Ленивец у грузовиков: что такое подъёмная ось?

Оглавление

«Ленивецем» называют подъёмную ось полуприцепа – дополнительную ось, которая имеет функцию поднятия и опускания. Это выглядит следующим образом: на грузовике, имеющим несколько осей на прицепе, одна висит в воздухе и не касается дорожного полотна. При этом подъёмная ось имеет все функции обычной – она снабжена тормозной системой и рессорами.

Функции «ленивца»

«Ленивец» позволяет увеличить грузоподъёмность автомобиля и перевозить большую массу за счёт равномерного распределения груза по осям. Это его основная функция.

Выделяют три положения «ленивца»:

  • Транспортное. Подъёмная ось поднята вверх и не используется для передвижения, нагрузка распределяется по основным осям.
  • Рабочее. Колёса «ленивца» находятся под нагрузкой и принимают на себя часть веса груза, что позволяет обеспечить разрешённое давление на рабочее полотно.
  • Переходное положение. «Ленивец» касается дорожного полотна, однако большая часть нагрузки распределяется между основными осями. Подъёмная ось снижает нагрузку на основные оси на поворотах и неровностях дороги, делая его устойчивее. Такое положение часто используют в гололёд.

Автоматическое включение

На современных грузовиках управление «ленивцем» осуществляется автоматически. Управление подъёмом и опусканием выполняется с помощью пневматического клапана, который управляется электроникой при превышении давления в мостах. При снижении давления дополнительные колёса поднимаются.

Работу клапана можно настраивать, настройки сохраняются в памяти контроллера и включают управление при превышении каких-либо параметров грузовика. Ручное управление осуществляется двухконтурным краном, который активирует функцию из кабины кнопкой или из панели на самом фургоне.

Влияние опущенного и поднятого «ленивца» на грузовик

Опущенный «ленивец» позволяет увеличить грузоподъёмность полуприцепа, но увеличивает расход топлива. Это закономерно, т.к. большая площадь контакта шин с дорожным полотном увеличивает сопротивление качению пар колёс. Соответственно, при поднятии дополнительной оси расход снижается. По опыту эксплуатации грузовиков SHACMAN, экономия топлива может составить от двух и более литров на 100км.

Многие водители используют «ленивца» как дополнительную запаску и приспособление, которое позволяет предотвратить чрезмерный износ шин при максимальной загрузке автомобиля. В то же время дополнительная подъёмная ось занимает пространство и утяжеляет полуприцеп, а её использование неизбежно увеличивают эксплуатационные расходы.

В поднятом положении управление автомобилем улучшается. Увеличенная нагрузка на основные оси позволяет развить автомобилю дополнительное тяговое усилие и избежать пробуксовки при троганьи, особенно в горку.
Особенно актуально использование «ленивца» в непогоду, на твёрдых и грунтовых покрытиях.