«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: “Раб не больше господина своего”. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но всё то сделают вам за имя Моё, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения в грехе своём. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: “Возненавидели Меня напрасно”. Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы от начала со Мной» (Ин. 15:18–27).
Стихи 18, 19. Перед этим Иисус призвал Своих учеников любить друг друга. Затем Он перешёл от темы «внутренней» взаимной любви (среди верующих) к предостережениям о «внешней» ненависти (со стороны мира). Если ключевыми словами предыдущего отрывка были «любовь», «пребывать» и «друзья», то начиная с 15:18 это «ненависть», «гнать» и «грех». Иисус назвал две причины этой ненависти. Мир будет ненавидеть учеников (1) за то, что они были вместе с Иисусом и (2) потому, что они были «не от мира».
Сначала Иисус сказал Своим ученикам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел». Исходя из этого, ученики не должны были удивляться, что после вознесения Иисуса мир обрушит на них свою ненависть (см. 1 Ин. 3:13). Фраза «Если мир вас ненавидит» указывает на реальное, а не гипотетическое условие. Речь не идёт о том, что, возможно, мир возненавидит учеников Иисуса, а о том, что так и есть. Слово «мир» (космос) является многозначным и в данном контексте означает царство сатаны, противостоящее Богу и Его народу. Глагол «ненавидит» (мемисэкен) стоит в перфектной форме, указывающей на то, что мир ненавидел Иисуса раньше и продолжает ненавидеть. Во время Своего земного служения Иисус постоянно становился объектом ненависти и вражды со стороны мира; на следующий день Он станет жертвой этой ненависти. Затем она будет направлена на учеников Иисуса, Его ближайших последователей.
К тому времени, когда было написано Евангелие от Иоанна, ненависть мира к Иисусу и Его последователям достигла того уровня, что их обвиняли во всевозможных преступлениях. О некоторых их них пишет Уильям Баркли. (1) Их обвиняли в государственной измене за отказ приносить жертвы цезарю и поклоняться ему как Богу. (2) Их обвиняли в каннибализме из-за слов Иисуса о том, что они будут есть Его плоть и пить Его кровь. (3) Их обвиняли в разврате на основании лживых доносов, что христианские обеды любви «были сексуальными оргиями». (4) Их считали причастными к поджогам, потому что в их учении говорилось, что однажды мир погибнет в огне (2 Пет. 3:10). Нерон обвинил христиан в пожаре, который разрушил Рим. (5) Христиан обвиняли в разделении семей, так как одни члены семьи откликались на проповедь благой вести, а другие отвергали её. Кроме этих обвинений, им вменяли, как выразился Тацит, «ненависть ко всему роду человеческому» (Тацит, Анналы, 15.44). Просто нелепо, что мир оправдывал свою ненависть к последователям Иисуса тем, что ранние христиане якобы были ненавистниками.
Вторая причина, почему мир будет ненавидеть учеников, заключалась в том, что они были не от мира. Иисус сказал: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё». В отличие от 15:18 это условие «если бы вы были от мира» не соответствует реальности. Структура предложения говорит о том, что ученики не принадлежали этому миру. Если бы они были от мира, он любил бы их, потому что мир любит «своё». Как среди животных, так и среди людей, можно наблюдать подтверждение этой истине: отвергать всех тех, кто отличается. По словам Уильям Баркли, «даже если поместить среди одинаковых куриц курицу с иной окраской, остальные заклюют её до смерти».
Ученики не принадлежали этому миру; хотя раньше они были «в мире» (13:1), Иисус «избрал [их] от мира». Иисус выбрал их, и они откликнулись на Его выбор, оставив этот мир и последовав за Ним. За исключением Иуды, избранные Иисусом оставались верны Ему до конца своей жизни. Поскольку они отказались от этого мира, мир возненавидел их. Иисус делает акцент на слове «мир», повторяя его пять раз в 15:19. Поэтому ученики и не должны были удивляться, что мир ненавидит их, как не должны удивляться и мы сегодня. Природа мира прямо противоположна природе царства Иисуса. Поэтому вполне ожидаемо, что мир ненавидит тех, кто не с ним, а с Иисусом.
Стихи 20, 21. Иисус напомнил сказанное Им раньше в 13:16, что «Раб не больше господина своего». Затем Он предупредил Своих учеников, что они столкнутся с гонениями и преследованиями (см. Мф. 10:16–25; Мк. 13:9–13). Они должны были хранить это предостережение в своей памяти, когда это произойдёт. Незадолго до этого Он назвал их Своими «друзьями», а не «рабами» (15:15), но даже это не избавит их от гонений. Иисус выразил Свою мысль с помощью двух условных предложений, в которых «если» указывало на реальные факты: «Если Меня гнали [что делали многие], будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали [что делали немногие], будут соблюдать и ваше». То, как люди откликнутся на проповедь учеников после ухода Иисуса, будет соответствовать тому, как они откликались на учение Самого Иисуса во время Его земного служения. В Ветхом завете неприятие пророков свидетельствовало о непринятии пославшего их Бога (см. 1 Цар. 8:7; Иез. 3:7). Хотя в своей книге Иоанн сообщает о многих случаях, когда люди отвергали Иисуса, он также пишет и о том, что Его принимали (см., например, 2:23; 3:1, 2; 8:31; 11:45; 12:11); и здесь Иисус говорит именно об этом.
Слова Иисуса «всё то сделают вам» относятся к сказанному в 15:18–20. Он уточняет, почему мир будет противиться им: (1) «за имя Моё» и (2) «потому что не знают Пославшего Меня». То же предостережение, хотя и в ином контексте, звучит и в Синоптических Евангелиях (Мф. 24:9; Мк. 13:13; Лк. 21:17). Фраза «за имя Моё» (Откр. 2:3; или «ради имени Его»; 1 Ин. 2:12) относится к Самому Иисусу, то есть Его Личности и природе. Ответит ли мир на проповедь Его учеников враждебно или благосклонно, зависит не от того, какие они, а от того, кто и какой Иисус. В Деян. 4:10 Пётр и Иоанн назвали «имя Иисуса Христа» в качестве основания для своих дел, когда их призвали в суд, чтобы объяснить, чьей силой они исцелили хромого человека. После того, как их бичевали и запретили «говорить об имени Иисуса», они вышли, радуясь тому, «что за имя Иисуса Христа удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:40, 41). Ранние ученики шли и проповедовали евангелие «ради имени Его» (3 Ин. 7).
В 15:22–24 раскрывается значение слова «Пославший». Иисус сказал, что, если бы люди действительно знали Бога, они признали бы, что Отец явился в Нём. Ранее Иисус уже говорил: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8:19; см. 14:9). Здесь же Он сказал, что знать Отца означало знать и Его, ибо Отец и был тем, кто послал Его (см. 8:42). Когда люди мира отвергли явившегося в Иисусе Бога, тем самым они отвергли и Самого Бога, поскольку Иисус был от Него.
Стихи 22–24. Иудеи ненавидели Иисуса и Его учеников, потому что они не знали Бога. То же самое можно сказать обо всех, кто ненавидит Иисуса и Его последователей сегодня. Иисус подчёркивает, что подобное неведение является непростительным: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха» (15:22). Это не означает, что, если бы Иисус не пришёл, то иудеи были бы безгрешными; скорее, это означает, что на них не было бы вины за отвержение Бога. Однако с приходом Иисуса, они «не имеют извинения в грехе своём». Они должны были бы принять слова Иисуса и убедиться в их истинности благодаря Его делам. Людям, которые жили во времена Иисуса, была дарована высокая честь слышать Его слова и видеть Его дела, поэтому они несут несоизмеримо бόльшую ответственность за своё решение, чем те, кто были до них. Имея перед собой такие свидетельства, они отвергли и Его слова, и Его дела. Ф. Брюс пишет о тех, к кому пришёл Иисус: «Эти люди не выдерживали никакого сравнения с языческой царицей Савской, которая проделала долгий путь, чтобы послушать мудрые слова Соломона, или народом Ниневии, который покаялся после проповеди Ионы [Лк. 11:31, 32]». Иисус осудил некоторые города, отказавшиеся покаяться даже после того, как Он совершил среди них великие чудеса; поэтому они заслужили большего наказания, чем такие языческие города, как Тир и Сидон, и даже Содом (Мф. 11:20–24). И здесь мы видим действие того же принципа. Иисус «сотворил между ними дел, каких никто другой не делал» (15:24), и всё же «они не веровали в Него» (12:37). Трудно представить себе бόльшую честь, нежели слышать слова и видеть дела Иисуса.
На протяжении всего настоящего евангелия неоднократно подчёркивалось, что слова, которые говорил Иисус, были словами, которые дал Ему и велел говорить Отец (5:19–30), а Его дела были делами, которые велел Ему совершать Отец (4:34). На основании этого единства между ними Иисус произнёс: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего» (15:23), что иными словами выражает сказанное Им ранее о том, что принимающий Его принимает и Отца (13:20). Между Иисусом и Отцом существует настолько сильная связь, что всё, что касается одного, неизбежно касается и другого. Эти иудеи были виновны, потому что отвергли как слова, так и дела Иисуса. Их неверие стало причиной их греха. Если бы Иисус не произносил к ним слов жизни и не творил среди них чудес, они не были бы виновны в том, что отвергли Его; но теперь всё изменилось. Иисус сказал: «А теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего» (15:24). Перфектная форма этих двух глаголов указывает на их упорство в отвержении Его и ненависти к Нему. Поскольку слова и дела Иисуса были словами и делами Бога, можно сказать, что эти иудеи видели Бога, то есть видели Его во всём, что говорил и делал Иисус. К сожалению, их ответом стала ненависть как к Иисусу, так и к Отцу.
Стих 25. Иисус сказал о ненависти, которую испытывали к Нему иудеи: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: “Возненавидели Меня напрасно”». Слово «закон» означает всё Писание (а не только Пятикнижие). Иудеи признавали закон и должны были подчиняться ему (см. 12:34). То, что Иисус назвал его здесь «их законом», не означает, что Он или Его ученики не соблюдали его. Эдвин Хоскинс пишет:
«То, что он называет закон законом вашим [8:17; 10:34], не потому, что он каким-либо образом дистанцируется от него… но скорее, чтобы обратить внимание этих иудеев, что писания, которыми они так гордились, сами эти писания пророчествовали об их отступничестве».
Иисус неоднократно обращался к Писаниям для подтверждения Своих заявлений. Здесь Он взывает к их закону, чтобы показать иудеям, что они осуждены теми Писаниями, которые так высоко чтили. Фраза «Возненавидели меня напрасно» может быть взята как из Пс. 34:19, так и из Пс. 68:5, хотя в пользу последнего говорит тот факт, что он является источником многих мессианских изречений. В этом псалме Давид сокрушался о том, что его ненавидели и гнали без причины; эти слова пророчески исполнились в потомке Давида Иисусе. Ненависть к Иисусу как со стороны мира в целом, так и со стороны иудеев в частности, ничем не была оправданной. Более того, эти Писания, которые они так чтили, осуждали их самих.
Стихи 26, 27. В следующих стихах Иисус дал ясно понять, что ненависть мира к Его ученикам вытекала из его ненависти к Самому Иисусу. Слова и дела Иисуса свидетельствовали о том, что Он был послан в мир Отцом с определённой целью: для спасения человечества. Скоро Иисус должен был покинуть учеников и возвратиться к Отцу; и, хотя в то время Его земное служение подходило к концу, Его дело должно было продолжиться через свидетельство Духа и свидетельство апостолов. Как сказал Иисус в 15:18–27, противостояние Ему со стороны мира продолжится в противостоянии Его ученикам; и всё же благая весть Его подвига и Его дело в этом мире продолжатся.
Третье по счёту «Параклет–высказывание» находится в 15:26. Ранее Иисус говорил, что по просьбе Сына Отец пошлёт «Утешителя» (14:16), и что этого Утешителя Отец пошлёт во имя Иисуса (14:26); теперь же Иисус говорит, что Он Сам пошлёт им Утешителя от Отца (см. 16:7). Хотя сначала нам может показаться, что эти высказывания противоречат друг другу, это не так; поскольку «Отец и Сын были настолько близки и едины во всех Своих поступках и мыслях, то, что делает один, можно рассматривать как действие другого, ибо все их действия были единодушны». Два предложения о «Духе истины — Которого Я пошлю вам от Отца и Который от Отца исходит», являются «примером синонимического параллелизма, выражая разными способами одну и ту же мысль».
В истории ранней церкви греческие отцы спорили о том, «исходит» ли Дух от Отца или от Отца и Сына. Этот спор был сосредоточен преимущественно вокруг онтологических отношений между Духом и Отцом (природой их сущности). Однако в силу параллелизма этих определительных предложений, второе («который от Отца исходит») можно истолковать как указание на миссию Духа, а именно Его труд по продолжению дела Иисуса.
Задачей Духа было свидетельствовать об Иисусе. Это обстоятельство заставило Джорджа Бизли-Мюррея не согласиться с точкой зрения С. Додда, согласно которой свидетельство Духа было «свидетельством защитника, говорящего в защиту учеников», а также с заявлениями Феликса Порша, что свидетельство Духа было «свидетелем обвинения, говорящего против мира». Вместо этого Джордж Бизли-Мюррей пишет, что свидетельство Духа вместе со свидетельствами апостолов «должно было вывести на свет истину откровения Иисуса, явившегося в Его словах, делах, смерти и воскресении…» Иисус использует лексику судебного процесса, в котором Его ученики должны были дать ответ перед всем миром. И хотя Дух действительно выступал в роли защитника, на этом процессе Он не должен был защищать или оправдывать учеников. Он должен был свидетельствовать от имени Иисуса в полном согласии со свидетельством учеников («а также и вы будете свидетельствовать»). Поэтому нет ничего удивительного, что об этом деле Духа было сказано в контексте ненависти со стороны мира. В синоптических повествованиях отмечается, что Дух дал апостолам силу, чтобы они не беспокоились, что им говорить, когда их призовут свидетельствовать перед начальствами этого мира. Иисус сказал:
«Но вы смотрите за собой, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк. 13:9–11; см. Мф. 10:17–20; Лк. 21:12–15).
Ярким примером исполнения этого обещания Иисуса было то, когда Петра и других апостолов привели к первосвященнику и синедриону, после того как им запретили говорить во имя Иисуса. В качестве своей защиты они свидетельствовали о воскресении и вознесении Иисуса. Они сказали: «свидетели Ему в этом мы и Дух Святой, Которого дал Бог повинующимся Ему» (Деян. 5:32). Апостолам было обещано, что во времена подобных испытаний «Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20); поэтому свидетельство Духа и свидетельство апостолов — это одно и то же свидетельство. Это было согласованное свидетельство: «Он свидетельствует обо Мне, и вы также свидетельствуете».
Хотя в Синодальном Переводе это не отражено, Иисус говорил о свидетельстве Духа в будущем времени, а о свидетельстве учеников в настоящем. Кроме того, глагол относительно свидетельства учеников (мартурейте) может быть как в изъявительном, так и в повелительном наклонении. Если учитывать разницу в грамматическом времени, логично предположить, что должна быть повелительная форма: «И вы также должны свидетельствовать». Причиной, по которой эти ученики должны были «также свидетельствовать», был тот факт, что они были с Иисусом от начала, то есть с самого начала Его земного служения. Они были свидетелями всех слов и дел Иисуса (см. Деян. 4:20).
Свидетельство апостолов не могло начаться прежде, чем они получат силу от Святого Духа (Лк. 24:49; Деян. 1:8), что произойдёт, когда Святой Дух изольётся на них в первый после воскресения Иисуса праздник Пятидесятницы (Деян. 2:1–4). Тогда, как и обещал Иисус, Дух научит их всему, напомнит всё, что говорил им Иисус, наставит их на всякую истину и откроет им, что должно произойти (14:26; 16:13). Действуя через апостолов, Дух будет подтверждать их свидетельство обо всём, чему учил и что делал Иисус.