Для многих моих клиентов в ходе терапевтической работы по разным запросам трудным становится вопрос «а что ты чувствуешь?». Большинство клиентов затрудняются ответить или говорят: «чувствую себя нормально». Таким образом, говоря о физиологическом, а не эмоциональном состоянии.
Люди склонны вытеснять, подавлять, отрицать собственные чувства и эмоции. Это все связано с детскими запретами, стереотипами воспитания. Например, мальчикам запрещают плакать «не реви, ты же мужчина», таким образом, запрещают проявлять огорчение, обиду, грусть или печаль. Девочкам чаще всего запрещают злиться. Женский стереотип поведения подразумевает, что девочка должна всем нравиться. Злость многие склонны отождествлять с агрессивным поведением, как потенциально опасная эмоция она запрещается. Отсюда при внешних признаках злости, обиды, грусти человек отвечает «нет, я не злюсь», «не грущу», «не обижаюсь».
Чтобы понять, к чему это приводит, разберём, что это такое эмоции.
Эмоция - это неосознаваемый мотив к действию, стремление сделать что-то, проявить определённое поведение в отношении удовлетворения своих потребностей.
Потребности есть у всех. В нашей природе заложено стремление их удовлетворять. Допустим, вы увлеченно работаете и еще не ощущаете голода, но ваш организм уже знает, что ему необходимы питательные вещества. Физиологическая потребность в еде присуща каждому человеку. Даже если человек ещё пока не ощущает голода, организм уже подаёт неосознаваемые человеком сигналы в мозг, на физиологическом уровне меняется биохимический и гормональный состав крови, повышается психологическое напряжение, уровень тревожности увеличивается, и человек начинает испытывать некоторый дискомфорт, причины которого пока сам еще не понимает. Допустим, занимается он каким-то важным делом, и вдруг у него портится настроение, появляется раздражительность, гневливость, неусидчивость. Вроде бы уже пора удовлетворить физиологическую потребность и пойти поесть, но вместо этого он срывает свое раздражение на окружающих. Так, неосознанная потребность провоцирует появление раздраженного эмоционального состояния, которое, оставаясь бессознательным, продуцирует определенное поведение.
То же самое происходит в отношениях. Когда мы сердимся, злимся, раздражаемся, обижаемся, мы не осознаем свои потребности и желания в отношении другого человека, которые лежат за этими эмоциями. Отсюда непонимание и конфликты.
Терапия с любым запросом про отношения для прояснения мотивов и потребностей начинается с вопроса «Что ты чувствуешь?»
Чтобы восстановить свою чувствительность, развить эмоциональный интеллект, способность распознавать эмоции в себе, видеть их в партнёре и понимать, что под ними лежит, необходим первый шаг к себе. Самый важный шаг в любых отношениях - шаг к своим эмоциям, своим желаниям, своим потребностям.
В терапии с запросом на отношения работать нужно над собой. Задача психолога - увидеть в клиенте эмоциональные «пятна», пробелы, вытесняемые, подавляемые или отрицаемые чувства и эмоции, отражать их, как в зеркале, и помогать осознавать, выстроив определённую тактику терапии. Таким образом, помогать клиенту приходить к большему уровню осознанности и улучшать качество отношений, совершая самый важный шаг – шаг к самому себе.