Стране Советов российское виноделие досталось в состоянии сильного запустения, за несколько лет до революции данная область была почти заброшена – все это было напрямую связано с событиями Первой мировой войны и принятием сухого закона.
И к 1917 году виноградники представляли собой маленькие разрозненные хозяйства с сильно ограниченным ассортиментом. Удельное ведомство и винодельческие фирмы выпускали небольшое количество качественных марочных вин.
За годы гражданской войны винное производство и вовсе пришло в упадок, поэтому новому правительству пришлось развивать виноградарство почти с нуля.
Виноделие после Революции
Спустя пару лет в результате коллективизации хозяйства объединились в совхозы, что позволило начать обрабатывать большее количество площади под массовую высадку виноградников. Таким образом виноградарство получило отличительную специализацию производства и впервые вышло на промышленный уровень.
В 1936 году в Народном комиссариате пищевой промышленности (Наркомпищепром) произошло одновременное объединение всей винодельческой промышленности: в введение комиссариата были преданы совхозы и заводы Анапского и Новороссийского района, которые в будущем станут производственная базой Советского шампанского, а также Крымские заводы и совхозы, давшие советскому народу высококачественные столовые вина.
Это, безусловно, стало большим поворотом в развитии виноделия и виноградарства СССР, так как вся местная промышленность, находившаяся в ведомстве Наркоземов, была объединена под крылом республиканских Наркоматов и превратилась в крупную отрасль социалистического производства и хозяйства. Мощный ресурс был направлен на исследования в этой сфере и на внедрение достижений науки в производство. Четкие планы объемов производства и система нормативных документов (ГОСТов) позволили установить фиксированную цену на винную продукции для всех регионов. Для подготовки высококлассных специалистов и развития отрасли На Кубани были восстановлены: Сочинская плодовая сельхозстанция и Туапсинский техникум (на базе бывшего Варваринского училища), научно-опытная станция по виноградарству и виноделию в «Абрау-Дюрсо» и Анапская научно-опытная станция, на которой проводилась селекция сортов, постигались методы изучения состава винограда, способы применения чистых культур дрожжей, изучение микрофлоры местных виноградников.
С 1921 года в Ялте была возобновлена работа виноградовинодельческого заведения «Магарач», на базе которого был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия «Магарач», который не прекращал работу и в военные годы.
В 1925 году в сельскохозяйственном институте (КСХИ) открываются две кафедры виноделия и виноградарства, которые поспособствовали развитию научно-винодельческой школы на Кубани. Именно на этих кафедрах была организованна работа над совершенствованием методов шампанизации.
Наркомпищепром значительно расширил ассортимент новых вин, сортов пива, марок папирос и продуктов питания и увеличил их производство. В быт простого советского человека начали входить ранее чуждые для него потребительские привычки, которые во всем мире являлись признаком хорошей жизни – табакокурение, разнообразие в еде и алкоголе.
Возникла идея доступного советского шампанского, доступного каждому трудящемуся на благо коммунизма, и ранее аристократический напиток стал народным, пролетарским. Так в истории отечественного виноделия появилась еще одна выдающаяся личность в лице Антона Михайловича Фролова-Багреева, именно ему предстояло стать отцом советского шампанского.
Новые технологии шампанизации
Антон Михайлович с 1915 года занимал должность директора Бессарабского училища виноградарства и виноделия и имел значительный опыт и знания в области винопроизводства. После оккупации Бессарабии (территория современной Молдавии) румынами в 1919 году он переехал в «Абрау-Дюрсо», чтобы принять участие в восстановлении разрушенного белыми войсками завода.
В 1923 году Северокавказский винодельческий трест отправил Антона Михайловича в Германию и Францию для знакомства с новейшими технологиями виноделия.
Одним наиболее интересным для Фролова-Багреева открытием стала технология производства шампанских вин, которая в начале XX века называлась методом Шарма-Маринотти. Метод заключался в дозревании вина не в бутылках, а герметичных резервуарах. Однако такая технология так и не получила развитие в промышленности – метод не был совершенен и требовал значительных инноваций.
Путем различных экспериментов с французским оборудованием Антону Михайловичу удалось создать более совершенный аппарат, который до сих известен под названием «Акратофор системы Фролова-Багреева». Если ранее цикл вызревания игристых вин занимал не менее 15 месяцев, то такая система позволяла сократить его всего до 26 дней. Один акратофор мог выпускать в месяц от 50000 до 10000 бутылок. Такая технология позволила производить не только сухие и полусухие игристые вина, но и сладкие и полусладкие.
В июле 1936 года выходит постановление Совнаркома СССР «О производстве “Советского шампанского”, десертных и столовых вин». А в 1937 году была выпущена первая бутылка Советского шампанского, сделанная резервуарным методом Фролова-Багреева.
Впоследствии ряд западных стран (Франция, ФРГ, Испания) закупили лицензии на способ производства шампанского, разработанный отечественными специалистами, а в некоторых странах (Югославии, Болгарии, Испании) были построены заводы по советским проектам. Интересно, что в 1975 году такую лицензию приобрел и старейший производитель шампанского в Европе – фирма «Moët».
Советское виноделие во время и после Второй мировой войны
Уже к 1940 году в СССР насчитывалось более 150 совхозов, площади виноградников которых составляли до 426 тыс. гектаров, тогда как до 1914 года в России было всего 215 тыс. га площадей.
За годы Второй мировой войны виноделие, разумеется, потерпело серьезные потери – примерно 22% довоенных площадей пострадало. Но немцы, считая оккупированные территории уже своими, не стремились целенаправленно уничтожать заводы и виноградники, поэтому производство быстро начинало возобновляться по мере освобождения территорий.
Послевоенное время поставило виноградарство на новые рельсы: заводы оснащались современным оборудованием, наука набирала новые темпы, осуществлялась коренная реконструкция виноградников, осваивались новые земли.
К 1950 году в СССР не только восстановили производство вина, но и значительно увеличили предыдущие показатели. К 1970 годам объемы отечественного производства составляли 10% от мирового. Для сравнения: к 1913 году Российская Империя составляла лишь 2%.
Ассортимент производимой СССР продукции винодельческой отрасли расширился до 700 наименований. С 1955 года советские коньяки и вина на регулярной основе стали получать высокие оценки на международных выставках: за 25 лет было получено 886 золотых медалей, 819 серебряных и 57 бронзовых.
На Таманском полуострове к 1970 году уже существовало 32 совхоза площадью 20 тыс. гектаров, где выращивали 26 сортов винограда. А один только совхоз им. Ленина в Анапском районе площадью 1500 гектаров каждый год давал по 18 тыс. тонн винограда.
Но плановое производство сыграло с виноделием злую шутку: политика партии требовало увеличения объемов, что ощутимо влияло на качество высаживаемыех сортов и производимых вин. Совхозы начали гнаться за урожайностью вопреки качеству сорта – предпочтение отдавалось низкосахаристым гибридным сортам с большой урожайностью. Появилась тенденция к производству низкокачественных крепленных вин из некондиционного сырья, в которые добавлялся спирт. Самым известным из таких напитков, пожалуй, является воспетый в стихах Аркадия Кутилова «Солнцедар».
Так до 1985 года СССР наращивал рост высаживаемых площадей и винопроизводства. К 1984 году урожаи составляли более 8 млн. тонн, а виноградники занимали площадь 1,2 мл га. На тот момент СССР входило в десятку мировых производителей в области виноделия.
Борьба с винопроизводством
Но внезапно изменившийся курс политики партии поставил жирную точку в отечественном виноделии. А 1985 году вышел закон о борьбе с пьянством, который с советским рвением превратился в борьбу с винопроизводством. С начала хода борьбы было уничтожено свыше 300 тыс. га виноградников, и производство резко упало в 2 раза. Произошел отток рабочих, возник дефицит упаковки и оборудования, даже несколько крупных руководителей в этой области покончили жизнь самоубийством. А главное, что отечественное виноделие потеряло значительную часть высококлассных специалистов, которым пришлось уйти из отрасли.
В 1988 г. Была предпринята попытка восстановления достижений советского виноградарства, и постепенно удалось обновить ассортимент и наладить массовый выпуск плодовых и натуральных виноградных вин, игристых и коньяков. Однако последствия сухого закона и распад СССР так и не позволили отрасли вернуться в прежнее русло.