На ремонт привезли часть небольшой профессиональной тестомесильной машины, которая соприкасается с тестом. Она выполнена из спиралеобразного вала из пищевой нержавейки. Концевик вала вставлен в литой дюралевый корпус через два подшипника. Подшипники зафиксированы в корпусе внутренними стопорными кольцами. Вал приводится в движение мотором (или мотор-редуктором) через цепь и звездочки. На корпусе установлен вал-отсекатель теста из пищевой нержавейки.
7 лет эксплуатации привели к критической деформации посадочных мест под подшипники на валу. Когда нижний подшипник (ближе к спиральной части) заклинило, более прочные внутренние обоймы подшипников стали «жрать» посадочные места обоих подшипников. Очевидно, месили до победного. Можно предположить, что цепь начала слетать. А значит – пора ремонтировать!
Стоит отметить, что посадочные места подшипников в литом корпусе практически не пострадали. Подшипники не провернуло, но посадочные места от шатания набило (подшипники садятся достаточно легко). Может они, конечно, такими уродились.
Ремонт свелся к восстановлению посадочных мест на валу и замене подшипников. Посадочные места наплавлялись пищевой нержавейкой, протачивались и шлифовались под новые подшипники. Вал нестандартный: пришлось комбинировать методы для корректного зажатия в оси в токарном станке.
Немного о подшипниках (6204 и 6303, с 2 боковыми щечками). Классические китайские подшипники неизвестного в мире бренда. Такие часто встречаются на китайских узлах и агрегатах. Нельзя сказать, что они плохие. Скажем так: качество этих подшипников соответствует требованиям эксплуатации данного узла. Просто всё надо вовремя менять и обслуживать. Подобные подшипники у нас доступны в продаже и являются самыми дешевыми. На замену взяли самые дорогие из наличия. FAG – Германия (произведено во Вьетнаме), заявляют – премиальный бренд. NSK – Япония (заводы в 30 странах мира), тоже премиальный бренд. Верим и надеемся…
В итоге всё закончилось для заказчика благополучно. Но… Правильно было бы подшипники за эти семь лет пару раз поменять. Учитывая колоссальное осевое качение при замешивании теста, даже премиальные подшипники долго не проживут. Такая нещадная эксплуатация могла закончиться разрушением вала (он просто мог обломиться) и посадочных мест в дюралевом корпусе. С такими поломками можно и не отремонтировать узел или его работоспособность будет значительно отличаться от первоначальной.
ПЛАНИРУЙТЕ ПРОФИЛАКТИКУ ОБОРУДОВАНИЯ. СОБЛЮДАЙТЕ ГРАФИК ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.