Практика эмоционально-образной терапии (сокращенное описание нескольких сессий)
На встречу пришла женщина 35 лет, назовем ее Марьяна.
Она рассказала, что у нее сильный гнев и чрезмерная эмоциональная реакция при сборе любых денег в школе и детском саду. При этом суммы сборов посильные для их семьи. Марьяна сдает деньги, при этом ее посыл звучит как "да подавитесь вы своими деньгами".
Во время дальнейшей беседы выяснилось, что у Марьяны ощущение, что ее в этот момент "продавливают", заставляют делать то, чего она не хочет.
Также у нее бывают неконтролируемые вспышки гнева в офисе с коллегами, есть скрытый конфликт с начальником: он слушает её доводы, но (по словам клиентки) также "продавливает" ее делать то, что не логично и никому не нужно.
Её телесная реакция в обоих случаях одинаковая - тошнота и резь в желудке.
— Когда впервые у вас появилось ощущение, что вас "продавили" и заставили делать то, что вам не хотелось?
— О, таких случаев много: последнее место работы, до этого институт, школа, детский сад... Самое раннее яркое воспоминание про детский сад, в котором кормили насильно.
(Отмечаю для себя её ассоциацию с "подавитесь деньгами" и "тошнит от начальника" - тело связало еду и насилие. Есть эмоциональное насилие и, как следствие, реакция тела).
В детском саду кормили через силу и чтобы "выйти из-за стола" приходилось подчиняться воспитателям и есть до ощущения тошноты.
— Бррр, как сейчас помню: мне 5 лет, все дети давно поели и ушли играть, а я сижу за столом и давлюсь ненавистным киселём...
В итоге мы работали с этой ситуацией в детском саду: клиентка в зоне свободного воображения заходила в группу и поддерживала свою девочку, разрешала ей не есть, когда ей не хочется и говорить о своих желаниях. Обещала, что будет ее слушать, слышать и не будет "продавливать" из страха. А потом давала отпор воспитателям, заставлявшим сидеть за столом, разрешала им тоже делать то, чего они хотят на самом деле.
Марьяна приняла образ повеселевшего внутреннего ребенка в свой внутренний мир с удовольствием. Кстати, изначально это и был образ отвергаемой части (от которой тошнит) - та, которая не может дать отпор.
После принятия своей ресурсированной части, проверку на ситуативность в условиях сессии прошла.
Так неожиданно для себя клиентка к тому же осознала, откуда у нее лишний вес, с чем решила работать дальше.
В итоге после двух встреч у клиентки изменилась эмоциональная реакция. С её слов, важных результата было три:
1. при сборе денег она перестала включаться эмоционально, может что-то уточнить, где-то сдать деньги, а где-то отказаться. Как сказала клиентка: "Деньги-то я все равно сдаю, но теперь чувствую, что имею право отказаться, и это мой выбор - хочу сдаю, хочу нет."
2. в отношениях с начальником внешне все осталось также - последнее слово остается за ним (и это логично), но теперь у Марьяны нет ощущения, что ее "продавливают". К тому же она может спокойно привести аргументы и (что мне кажется важным) выдерживает, если начальник не соглашается и настаивает на своем. Как сказала Марьяна: "Так и считаю часть поручений начальника глупостью, но с другой стороны, мне за это платят, и я делаю это в рабочее время. Меня это больше не триггерит".
3. Марьяна стала отслеживать, когда ест через силу, заставляя себя доедать "до последней крошки" как когда-то в детском саду. И порой получается вовремя остановиться.
С темой переедания и лишнего веса работа еще продолжается.
Описание случая размещено с разрешения клиентки.
Приглашаю 11 апреля в 20:00 на мой бесплатный вебинар "Как совместить ЭОТ и МАК" https://psyhelpacademy.timepad.ru/event/2387940/
Автор: Наталия Шатухо
Психолог, Эмоционально-образный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru