Найти тему

Боль, унижение, насилие. История Индиры, у которой бывший муж отобрал детей

Индира пережила два выкидыша, потом забеременела и родила. Отношения с мужем и его семьей не складывались — Индиру несколько раз выгоняли из дома. Когда она наконец наладила независимую жизнь, детей у нее отобрали, просто выкрав из садика. Вместе с юристами она до сих пор борется за возвращение детей и за то, чтобы муж и его родственники, избивавшие ее, были наказаны.

В 2022 году мы публиковали истории нескольких матерей — уроженок Северного Кавказа, которых отцы разлучили с детьми и которые боролись за возможность снова быть рядом с ними.

Мы записали историю Индиры (имя изменено) и попросили прокомментировать ее журналистку и руководительницу проекта «Кавказ без матери» Лидию Михальченко и юристку Катю Селезневу.

-2

Фото из личного архива героини

«Мы общались примерно месяц, а потом он меня украл»

С будущим мужем Индира познакомилась в 2013 году, ей было 28 лет. «Мы общались примерно месяц, а потом он меня украл. Мои родители сказали: „Привези девушку обратно“. Меня привезли. Родственники спросили, согласна ли я выйти за него замуж. Я сказала — нет, вышла из машины. Но после этого меня украли еще раз. И тогда уже я согласилась», — рассказывает женщина.

Лидия Михальченко считает, что говорить о добровольном согласии Индиры в этом случае некорректно: «Мы знаем алгоритм, как это делается. После того, как похищенную возвращают, родственники наваливаются на нее: „Ты нашу семью не позорь“. Приходят старики или присылают женщину от ее рода, которая начинает убеждать и давить. Начинаются угрозы, насилие. Фактически у девушки нет никакого выбора. Бывает, что похищают и сразу насилуют, а потом говорят — и куда ты теперь? Я знаю историю 18-летней девочки, которую похищали три раза. И если сначала родные ее поддерживали, то на третий раз сказали: „Если б ты не хотела, тебя бы не похитили“. И такая риторика, такие аргументы нередко бытуют в случае похищений с целью брака».

Через четыре месяца после свадьбы свекровь, по словам Индиры, попросила их с мужем уехать и жить отдельно. Они перебрались в вагончик, постепенно выстроили дом — на том же участке стояла недостроенная «коробка». Индира забеременела, но случился выкидыш. Через полгода новая беременность — и еще один выкидыш.

В 2017 году Индира с мужем заключили официальный брак. В 2018 она снова забеременела.

«28 января 2019 года в 11:30 меня оперировали, у меня родился мальчик, — рассказывает Индира. — Несколько месяцев мы провели в больнице — мальчик лежал в реанимации, потом нас перевели в патологию. Ни муж, ни его родные не проведывали меня, не приносили лекарства».

После родов мальчик был в тяжелом состоянии, находился на ИВЛ. Из отделения патологии его выписали с диагнозом церебральной ишемии и церебральной депрессии новорожденного (медицинское заключение есть в распоряжении редакции).

После возвращения из больницы Индира с сыном прожили дома около месяца. Однажды, когда она поехала с ребенком проведать своих родителей, ее отец обратил внимание на то, что мальчик не держит головку. Индира с мамой поехали в Терек (Кабардино-Балкария), пришлось продолжать лечение.

«Какие-то лекарства предоставляли в больнице, что-то нужно было купить, — вспоминает Индира. — Я попросила мужа привезти, у меня денег не хватало. Он приехал в больницу с деверем. Я вышла к ним, деверь стал меня оскорблять, называл сучкой и проституткой, побил. Говорил оставить его брата в покое и что он ничего мне не принесет. Еще они сломали мой телефон. Охранник в больнице сказал: „Давай вызовем полицейских“. Я говорю: „Нет, у нас это не положено“, а он мне отвечает: „А то, что деверь бьет сноху, — это у вас положено?“».

Мальчику диагностировали смешанную энцефалопатию и легкую задержку моторного развития. Из больницы Индира с сыном вернулись домой. Через некоторое время мальчику поставили инвалидность. По словам Индиры, каждые три месяца сын должен проходить курс лечения.

 📷
📷

Интересное по теме

«Если ты умрешь, мы будем говорить детям, что у них была хорошая мама». История Хеды

«Быть разведенной женщиной в Ингушетии и Чечне — это не мед и не сахар»

Через два месяца после возвращения из больницы Индира снова забеременела. Тогда уже узнала неприятные новости: «Ближе к празднику Ураза я хотела посадить розы. Муж издевался надо мной, говорил, что наш дом теперь не наш. Послал меня к деверю спрашивать разрешение. Говорил, что наш дом теперь принадлежит его брату. Оказалось, что, пока я была в больнице, все имущество переписали на деверя. После этого он не оставлял нас в покое. Отец и брат мужа стали унижать меня».

Индиру выгнали из дома с ребенком на руках. Помыкавшись по знакомым и родственникам, она вернулась — думала, что все может наладиться. Но опять начались скандалы, и беременной женщине с маленьким ребенком на руках пришлось уйти.

16 апреля 2020 года у Индиры родился младший сын. Она вернулась домой, но уже через неделю ее выгнали. Индира с детьми ушла жить к соседям.

«Возвращалась она потому, что боялась, что у нее отберут детей. Да, выгоняли с детьми, но было понятно, что их отберут, как только они немного подрастут. А пока они маленькие, за ними нужен присмотр и им нужен постоянный уход, — объясняет Михальченко. — Страх потерять детей — это главная причина, по которой большинство женщин терпят побои и унижения и не уходят. Еще один аргумент: быть разведенной женщиной в Ингушетии и Чечне — это не мед и не сахар. Это более низкий социальный статус. Есть высокий риск, что братья и другие родственники будут проявлять агрессию „для профилактики“ — чтобы не гуляла и не опозорила семью“.

По данным проекта «Кавказ без матери», отобрать у матери могут детей любого возраста. Чуть реже отбирали детей до полугода (шесть из 92 детей, матерей которых опрашивал проект) и после пятнадцати (всего двое), чуть чаще — с двух до четырех лет (19 детей). Средний возраст разлучения — шесть лет.

Индира поселилась в общежитии в Назрани, прожила там почти год. Очередная попытка вернуться завершилась так же, как и предыдущие.

«16 апреля 2022 года ночью муж пришел и сказал мне уходить, ударил табуреткой по ноге, — вспоминает Индира. — Я зашла в спальню, разбудила детей: „Вставайте, мальчики, нам надо уезжать отсюда“. Вышла на улицу, шел дождь. Позвонила тете — она приехала забрала нас. Неделю мы пробыли у нее, проболели гриппом. Потом я стала искать жилье, сложно было. У родственников или друзей оставалась, иногда даже на улице ночевала. К своей семье я пойти не могла — я знала, они скажут: отдай чужих детей (в чеченских и ингушских семьях принято считать, что дети „принадлежат“ роду мужа. — Прим. ред.) и тогда оставайся. Я так не хочу. Это мои дети. Я их растила, обувала, одевала, кормила, ласкала».

 📷
📷

Интересное по теме

«Они закинули детей в квартиру и закрыли дверь перед моим носом». История Мадины, у которой муж отобрал четверых детей

«Меня не удивляет то, что женщина не обращалась за помощью к своей семье, — говорит Михальченко. — Я знаю пример, когда у интеллигентной женщины, врача, забрали детей, когда им исполнилось три и пять лет. Когда она обратилась за помощью к своему отцу, он сказал: „Насчет чужих детей мне не звони“. Хотя, казалось бы, семья не забитая, интеллигентная, все университеты заканчивали. Это происходит сплошь и рядом».

Родные (причем и отца детей, и самой женщины) и старейшины зачастую на стороне отца и «традиционного» присвоения детей его родом, и из 27 обращений [женщин к своим родственникам] лишь пять увенчались успехом.

Из доклада проекта «Кавказ без матери»

По всей видимости, родственники мужа не боялись, что Индира сбежит куда-то с «их» детьми после того, как они ее выгнали.

«Думаю, она была под контролем, — комментирует Михальченко. — Все рычаги, которые есть в ингушском обществе для контроля над женщиной, были задействованы. Они знали, что она далеко не уедет. Денег у нее не было, русский язык она не очень хорошо знает. Хотя есть случаи, женщины сбегают. Недавно наш проект вывез женщину с тремя детьми, они сейчас за границей, в шелтере».

Индира нашла жилье, устроилась на работу — работала в прачечной перинатального центра, дворником, в ЖКХ. Детей устроила в частный детский садик.

-5

Фото из личного архива героини

«Жестокость, агрессия, насилие — как ответ на многие вопросы жизни»

«В пятницу, 19 августа 2022 года, я отправила детей в садик и поехала на работу — белить эмульсией стены на заводе, — рассказывает Индира про самый черный день в ее жизни. — Когда я была в дороге, мне позвонила заведующая садиком и сказала, что зашли люди и украли моих детей. Я ей стала кричать: „Без вашего ведома туда бы не зашли!“ — и сразу поехала в сад. Всю дорогу плакала. Приехала, требовала отдать своих детей, стыдила воспитателей. Потом с полицией поехала в дом деверя. Но там надо мной только посмеялись. Я искала детей, брала такси, ездила по городу, расспрашивала людей, очень хотела своих детей увидеть, но так и не нашла их“.

Из объяснений мужа Индиры (цитата по ответу прокурора Индире от 29 августа 2022 года)

«19.08.2022 [отец детей] приехал в садик на своей машине, припарковал машину возле садика, зашел, к нему навстречу вышли сыновья, младшего [отец] взял на руки, старший пошел следом за ним. Мальчики были одеты неопрятно, волосы на голове подстрижены ножницами очень грубо. Так как бывшая супруга врывается в дом, может прийти и посреди ночи, ведет себя неадекватно, постоянно угрожает, что устроит поджог дома или личных вещей [мужа], он на несколько дней оставил своих сыновей у своей родственницы, которая за ними ухаживает.

19.08.2022 года Индира приехала домой к [мужу], устроила скандал. Стала оскорблять его родителей, брата. [Муж] попросил ее уехать спокойно, сказал, что вопрос с детьми они будут решать в судебном порядке, так как она не обеспечена ни жильем, ни работой. Также непонятно, где ночует. Также никаких препятствий видеться с детьми [муж] чинить [жене] не собирается. Она может в любое время их увидеть, когда будет в адекватном состоянии. В настоящее время она ведет себя очень агрессивно. Домой к [отцу детей] приезжала группа СОГ ОМВД России по г. Назрань, которым дать какие-либо объяснения Индира отказалась, ссылаясь на то, что дети должны быть с ней и сотрудники полиции обязаны забрать детей и передать ей».

23 августа Индира подала на развод, потребовала определить место жительства детей с ней, подала на алименты. Мировой суд назначил алименты, но через два дня это решение было отменено (документы есть в распоряжении редакции).

Индира обратилась в полицию, прокуратуру, к уполномоченной по правам ребенка в Ингушетии.

29 августа, благодаря уполномоченной, она смогла увидеть детей. «Но дети были сильно запуганы и боялись подойти ко мне. Потом муж и сестра увезли их обратно к себе. Я не знаю, как можно было за десять дней так напугать детей, что они боялись подойти ко мне», — написала она в обращении на имя главы республики 31 августа.

В официальном ответе уполномоченная сообщила, что проведали детей дома у отца, они «были ухожены, признаков насилия или побоев нет, дети коммуникабельны, легко идут на контакт, на момент обследования играли в комнате». Матери предлагали обратиться в суд «по всем вопросам, касающимся проживания, воспитания детей» (ответ есть в распоряжении редакции).

 📷
📷

Интересное по теме

«Самолет увидел твои голубые глазки — так мы узнали, где ты». История Жанетты, у которой бывший муж отобрал сына

В сентябре, когда Индира пришла к дому мужа в надежде увидеть детей, муж и деверь, по ее словам, побили ее арматурой. Женщина обратилась в травмпункт, где были зафиксированы ушибы и подкожные гематомы обеих верхних конечностей (справка есть в распоряжении редакции).

«Полиция приезжала после травмпункта ее опрашивать, но ничего в итоге не предприняли, уголовного дела возбуждено не было, — рассказывает юристка Екатерина Селезнева, представляющая интересы Индиры по эпизоду побоев. — Сейчас мы пытаемся добиться возбуждения дела. Теперь она должна дать показания участковому еще раз. Надеюсь, мы уже потревожили и супруга, и этого деверя, который там серым кардиналом выступает».

27 декабря состоялось заседание по делу о разводе. Индира на него попасть не смогла. Суд постановил, что дети должны жить с отцом, а Индира — выплачивать алименты, около 15 тысяч ежемесячно. В феврале Индира с адвокатом обжаловали это решение, дата заседания пока не назначена.

«Жестокость, агрессия, насилие — как ответ на многие вопросы жизни, вопросы отношений. И унижение женщины, — заключает Михальченко. — Имущество хотят поделить — значит, надо женщину избить и выгнать. С детьми проблема — побить, отнять, разлучить, не давать видеть».

Муж настаивает, что Индира не позволяла ему видеться с детьми. «У нас есть свидетельские показания, что она не чинила ему препятствия, дети бывали у отца», — говорит Селезнева.

Еще один аргумент — что Индира «в период брака воспитанием детей не занималась» и отличается нестабильным поведением — во время одной из ссор Индира действительно сожгла шкаф с одеждой.

С марта Индира ведет блог в Инстаграме*, где рассказывает о своей борьбе. У аккаунта более пяти с половиной тысяч подписчиков. Женщина рассказывает, что ее семья не только не поддерживает ее, но и чинит препятствия ее активной деятельности. Детей Индира не видела уже больше полугода.

* — В материале упомянуты организации Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.

Время не лечит разбитое сердце матери Татьяна Орлова: «У насилия нет свидетелей — есть только участники» «Бунт женщин всегда ярче и сильнее, чем бунт мужчин»Еще почитать по теме

Понравился материал?

Поддержите редакцию

-7

Поддержите редакциюПонравился материал?