Найти тему
Александр Садко

Чудо русской керамики 18-19 вв.

Государственный Исторический музей представлен замечательными экспонатами, выполненными из керамических материалов.

Подлинного расцвета искусство керамики достигло в 18 и в 19 веках, когда наряду с простой гончарной посудой стали изготавливать майолику, полуфаянс, фаянс и фарфор.

Майолика – изделие из цветного черепка, покрытого эмалью. Больше всего майоликовой посуды в мелкой пластики, создавалось во второй половине 18 века в подмосковном районе, известном под названием Гжель. Здесь в 30 деревнях Богородского и Броницкого уездов крестьяне-гончары трудились над созданием новых форм. Оригинальность форм сосудов, росписей на них, гармоничное их сочетание позволяют рассматривать гжельскую майолику, как одно из высших достижений народной русской керамики 18 века.

Пришедший на смену майолике в 19 веке в этом же районе полуфаянс, создававшийся из белых глин, расписанный почти всегда только синей краской и покрытый прозрачной глазурью, другое не менее интересное направление русской народной керамики.

Чем отличается фарфор от фаянса? Прозрачностью фарфора, а в остальном практически ничем. Наряду с этим у фаянса было много достоинств его можно было украшать рельефами и покрывать цветными глазурями, окрашивать в разнообразные цвета массу, расписывать изделия от руки.

-2

КУМГАН ДЛЯ ДВУХ НАПИТКОВ.

Гжель. Последняя треть 18 века. Майолика.

-3

БЛЮДО ДЕКОРОТИВНОЕ.

ГЖЕЛЬ. Последняя треть 18 века. Майолика.

-4

КВАСНИК.

Гжель. Последняя треть 18 века. Майолика.

-5

ТАРЕЛКА МЕЛКАЯ.

Фаянс, рельеф, цветная глазурь. Киево-Межигорская фабрика. 1831 г.

-6

КВАСНИК.

Гжель. Вторая четверть 19 века. Полуфаянс, роспись подглазурная синяя.

-7

ТАРЕЛКА ГЛУБОКАЯ.

Завод братьев Кузнецовых. 1850-е годы. Фаянс, подглазурная печать.

В росписи изображен эпизод Крымской войны – сдача турецкой крепости Карс.

-8

КУВШИН.

Гжель. 1858 г. Полуфаянс, роспись подглазурная синяя.

-9

КУМГАН.

Гжель. Вторая четверть 19 века. Полуфаянс, роспись подглазурная синяя.

Характерным для русской керамики является ее самобытность, стремление уйти от подражания, сохранение своеобразного почерка.