Почти год назад мы знакомились с общественным транспортом другого подмосковного города - Химок, сегодня пришло время познакомится с системой транспорта Подольска.
Подольск - довольно большой город по российским меркам, как средний областной центр. Население города - 309 тыс. чел., площадь - 40 кв. м. Основан в 1627 году, город с 1781 года. Расположен на берегу реки Пахры, в отличие от Химик расположен более далеко от Москвы (в 15 км от МКАД), но на севере все же граничит с Новой Москвой. Город разделен на 3 части: восточные районы отделены - железной дорогой, западные - рекой Пахрой. С 2015 года в черту города включен бывший город Климовск, который расположен на юге от исторической территории Подольска.
Система общественного транспорта представлена автобусами, троллейбусами, маршрутными такси.
Автобус
Один из видов транспорта Подольска - это автобус. Традиционно для городов Подмосковья автобусные маршруты связывают Подольск с столицей. На привокзальной площади у станции "Подольск" расположена большая автостанция с которой автобусы следуют не только в Москву, но и в другие города Московской области.
Большая часть междугородних маршрутов следует в Москву из разных частей Подольска. В Москве - это как правило автостанция у метро "Лесопарковая" (маршруты № 406, 407, 413 и т.п.). До метро "Бульвар Дмитрия Донского" ходит автобус № 520. Ряд маршрутов, из других городов Московской области проходят через Подольск. С автостанции так же можно уехать в другие города Московской области и другие населённые пункты Подольского района. По большей части пригородные и междугородние маршруты Подольска обслуживает "Автоколонна № 1788" ГУП "Мострансавто". Как правило на таких маршрутах работают большие автобусы ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-5250, ГолАЗы и т.п. На пригородных маршрутах можно встретить МАЗ-206, ПАЗы "Вектор Некст".
Но все же добраться до Москвы удобнее на электричке, благо Подольск - конечная остановка D2 МЦД. Поезда "Иволга" ходят каждые 10-15 минут. До ближайшей к Подольску станции метро "Царицыно" на электричке можно добраться за 25-30 минут.
При том, что город довольно таки большой - имеются и внутри городские маршруты. В городе работает порядка 32-35 маршрутов. По большей части это маршруты "Мострансавто", которые ходят с большими интервалами в отдаленные части города, или их дублируют маршрутки. Так самыми частыми оказались маршруты № 3 (интервал 7-12 минут), 9 (интервал 10-20 минуты), 13 (интервал 7-15 минут), 21(интервал 11-15 минут). Остальные маршруты работают гораздо реже от 35 до 1,5-2 часов. Но нужно не забывать, что ряд "социальных" маршрутов дублируют маршрутки. Режим работы автобусов примерно с 5:30-6:00 до 23:00.
На автобусных маршрутах работают по большей части большие и средние автобусы: ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-4292, ПАЗ "Вектор-Некст", иногда микроавтобусы Луидор-2250. На маршрутах № 9 и 13 так же работают "гармошки" ЛиАЗ-6213.
Практически все социальные маршруты обслуживает государственный перевозчик - ГУП "Мострансавто".
Маршрутки
Еще один из видов транспорта Подольска - это маршрутные такси. Как правило они дублируют более редкие автобусные маршруты, но есть и оригинальные трассы маршрутов. Всего в городе порядка 25 подобных маршрутов. Ряд из них имеет индекс "к" рядом номером маршрута, что говорит о том, что это коммерческая версия социального маршрута. Но есть и маршруты без литер с оригинальными трассами.
Маршруты маршруток обслуживают частные конторы, большая часть из которых входит в местную группу компаний "Ранд-Транс" (кроме собственно ООО "Ранд-Транс", сюда входят ООО "Домтрансавто", ООО "Автомиг", ООО "Автомигтранс" , ООО "Стартранс").
Интервалы движения на маршруточных линиях ниже, ходят они чаще автобусных конкурентов. Так, интервалы движения начинаются от 13 минут (маршруты № 9к, 35к). Есть конечно маршруты и с интервалом около часа, но это скорее исключение. Маршрутки работают с 6:00 и заканчивают движение около 21:00 и 22:00.
Подвижной состав в основном представлен микроавтобусами Луидор-2250, Ford Transit, ГАЗель Next, но есть маршруты, где ходят более приличные автобусы, например ПАЗ Вектор Некст.
Маршрутная сеть автобусов и маршруток по большей части сориентирована на подвоз к железнодорожным станциям ("Львовская", "Кутузовская") и в первую очередь к станции МЦД "Подольск". Наиболее редкие маршруты ходят в отделенные поселки, связывая их с железнодорожными станциями и центром Подольска.
Троллейбус
Главный же внутригородской транспорт Подольска - троллейбус. Он связывает все основные ключевые точки формирования пассажиропотока: большие микрорайоны, центр и станцию МЦД и ходит гораздо чаще, своих дизельных собратьев.
Троллейбусное движение в Подольске открыто 1 мая 2001 года. Сеть состоит из 6 маршрутов. Пассажирские перевозки осуществляет МУП "Подольский троллейбус". В городе 1 троллейбусное депо.
В городе имеется 40 машин. Основной тип подвижного состава - ЗиУ-682, но так же есть и низкопольные ТролЗа-5265 "Мегаполис", в том числе и машины оборудованные автономным ходом.
Все маршруты ходят примерно с одинаковым интервалом от 8 до 12-15 минут. Из всех выделяется только маршрут № 4к - его интервал достигает до 30 минут.
Оплата проезда
Традиционно оплата проезда производится кондуктору в салоне транспортного средства или водителю (при отсутствии кондуктора). При этом на автобусных и троллейбусных маршрутах стоимость проезда единая. Если оплачивать проезд картой "Стрелка", то билет будет стоить 40,41 руб., банковской картой - 41 руб. Так же с февраля 2021 года проезд можно оплатить московской картой "Тройка" по тарифам "Стрелки". До 18 июня 2022 года оплатить проезд можно было и наличными, но их цена была зашкаливающая - 64 руб.
Маршрутки работают по так называемому нерегулируемому тарифу, то есть перевозчик может назначить любую цену за поезду, но как правило не на много выше цен автобусов по регулируемым тарифам. Оплатить проезд так же можно банковскими картами, картами "Стрелка" и "Тройка".
Что же представляют из себя карты "Тройка" и "Стрелка"?
"Тройка" - транспортная карта Москвы. Карту можно использовать в нескольких версиях: "Кошелек", "Единый" и другие. Билет "Кошелек" списывает на любом виде транспорта единую сумму. При пересадки между маршрутами автоматически включается тариф "90 минут" с возможностью неограниченного количества пересадок течении этого времени. Билет "Единый" позволяет выбрать необходимый проездной (60 поездок, 1 сутки, 3 суток и т.д.). Приобрести и пополнить карты "Тройка" можно в автоматах на станциях метро, на остановках, а так же в кассах метро и билетных киосках Мосгортранса. Цена карты - 50 рублей.
Карта "Тройка" так же работает на транспорте Московской области. Тарифная система такая же как и у карты "Стрелка".
"Стрелка" - транспортная карта Подмосковья. Расплачиваться картой можно, как в автобусах и троллейбусах, так и в маршрутках. При проезде по городу на автобусных маршрутах будет списываться 40,41 руб. в течении первых 10 поездок, следующие 10 поездок будут стоить 37,58 руб., и далее по 34,75 руб. за поездку до конца месяца. На маршрутках будет списываться сумма цены поездки на конкретном маршруте. По такой же логике осуществляется списание суммы на междугородних и пригородных маршрутах.
Приобрести карту можно в отделениях "Почты России", МФЦ, в кассах "Мострансавто", у водителей и кондукторов автобусов, в магазинах "Связной". Пополнить карту так же можно в банкоматах ряда банков, в том числе Банка Москвы, Сбербанка и т.п. Цена карты - 200 руб.
Для жителей Подмосковья имеются льготные карты и карта учащегося, предоставляющие скидку на проезд.
***
Как и в любом городе Подмосковья общественный транспорт в основном направлен в Москву. Большая часть маршрутов везет пассажиров в столицу. Внутригородские маршруты так же по большей части направлены к станциям железной дороги, которые в свою очередь так же ведут в Москву.
Состояние общественного транспорта Подольска не намного, но все же похуже, чем, например, в Химках. Да, в городе развитая маршрутная сеть, есть троллейбусы, но все же автобусных маршрутов, которые ходят стабильно и часто не много - около 5-6, все остальные еще те редкоходы. Удручает большое количество маршруток, которые работают по не регулируемым маршрутам. Радует наличие в городе автобусов большого класса и даже особо большого класса.
Подольскому транспорту хочется пожелать развитие электтротранспорта и все таки отказ от маршруток и переход к более цивилизованному транспорту.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи об общественном транспорте: