В 1950-е годы потребность во внедорожниках в СССР значительно возросла, особенно в сельском хозяйстве. Чтобы удовлетворить этот спрос, на заводе был разработан оригинальный автомобиль повышенной проходимости «Москвич 410», в котором использовался кузов «Москвич 402» и шасси прототипа ГАЗ М-73. Наряду с механизацией сельского хозяйства в 1950-е годы и развертыванием промышленности в районах без современной дорожной инфраструктуры в СССР возникла немалая проблема обеспечения граждан транспортными средствами, способными передвигаться по труднопроходимой местности. Производство специализированных внедорожников было невозможно, поскольку все такие машины шли в армию. В этой ситуации на заводе ГАЗ началась работа над прототипом автомобиля повышенной проходимости ГАЗ М-73. Малолитражка должна была иметь типичный для легковых автомобилей кузов, но в сочетании с усиленным шасси и приводом 4×4 должна была обладать внедорожными способностями, подходящими для передвижения по советскому бездорожью.