Найти тему
PRO ДОРОГИ

Транспорт Омска. Метро: история позора

В первой части этой статьи мы рассмотрели, как за последние несколько лет стал стремительно развиваться городской общественный транспорт Омска. Но в каждой бочке мёда должна быть ложка дёгтя, и сейчас речь пойдет о том, что не так с системой городского транспорта в легендарном сибирском городе, о его ахиллесовой пяте.

Метрополитен Омска (1986 г. - 2019 г.)

Омский метрополитен стал одним из символов города, героем десятков анекдотов и мемов, а также наглядной инсталляцией того, как делать не надо.

Немного истории. Еще со времен СССР была положена традиция строить метрополитен в городах с населением более 1 миллиона человек. Для города и его населения это был скорее символ, нежели реальная необходимость, но экономика в то время была плановая и большие чиновники не обращали внимания на полное отсутствие рентабельности таких проектов.

Население Омска превысило 1 миллион человек в 1979 году, и в 80-х началось активное обсуждение плана будущего метрополитена. Всесоюзный конкурс на проектирование был объявлен в 1986 году, а строительство должно было начаться в 1990 году и завершиться за 7 лет. По проекту предусматривалось 4 ветки, причем четвертая должна была связывать метрополитен с аэропортом Омска.

Первоначальный план Омского метрополитена. 
Источник: https://pikabu.ru/story/omskoe_metro_7397323
Первоначальный план Омского метрополитена. Источник: https://pikabu.ru/story/omskoe_metro_7397323

Но в 1989 году проект поставили на паузу, а штаб строительства распустили. Потом Союз развалился, и строительство омского метро продолжилось уже в современной России.

Стройку начали в 1992 году. Завершить строительство первого участка на правом берегу Иртыша планировали уже в 1997 году. Но что-то пошло не по плану. В итоге только к 2003 году строители еле-еле достроили только один из тоннелей, а в 2005 году открыли авто-метромост "60-Летия Победы" через р. Иртыш. Но мост открыли только для движения автомобилей. "Нижняя" часть, предназначенная для движения поездов, так и осталась неиспользуемой.

Мост "60-летия Победы" через Иртыш. Сверху полотно для движения автомобилей. Снизу - закрытое пространство для движения метро. Нижняя часть не эксплуатируется. 
Источник: Яндекс. Карты.
Мост "60-летия Победы" через Иртыш. Сверху полотно для движения автомобилей. Снизу - закрытое пространство для движения метро. Нижняя часть не эксплуатируется. Источник: Яндекс. Карты.
Метромост зимой. 
Источник: https://mapio.net/s/72259450/
Метромост зимой. Источник: https://mapio.net/s/72259450/

В том же 2005 году губернатор Омской области Л.В. Полежаев назвал точную дату открытия метрополитена - 1 июля 2008 года.

Но наступила середина 2008 года, а метро в городе видно не было. В 2009 году стало известно, что готово только 23% (!) от заявленного объема. Стало очевидно, что проект тонет. На реанимацию проекта стали просить деньги у Москвы, а параллельно сообщили о проносе срока открытия на 2012 год. В 2010 году Москва ответила отказом. В 2011 году, после визита в Омск тогда еще министра финансов РФ Эльвиры Набиулинной, к строительству приступили с новой силой, пригнали новые рабочие бригады и технику, в том числе канадский тоннелепроходческий механизированный комплекс Lovat, которыми прокладывали туннели в Москве. Тогда же неизменный губернатор Полежаев сообщил новую дату торжественного открытия - 7 ноября 2015 года.

Где-то в это же время власти поняли, что старый проект абсолютно нереализуем и проект сократили до размеров 1 пускового комплекса, то есть 5 станций на 1 ветке, причем 4 из этих станций располагались на левом берегу Иртыша.

План омского метро на начало 2010-х годов. 
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/
План омского метро на начало 2010-х годов. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/

2 сентября 2011 года торжественно был открыт вестибюль станции «Библиотека им. Пушкина» - правобережной и единственной относительно готовой станции омского метро. Правда на станцию попасть было нельзя - вестибюль использовали только в качестве подземного перехода. Данный курьез послужил поводом для создания знаменитой "схемы линий московского метрополитена".

Легендарный мем в виде "схемы омского метро". Автор оригинала неизвестен.
Легендарный мем в виде "схемы омского метро". Автор оригинала неизвестен.

В августе 2012 года, еще не успевший подружится с белочкой, а на тот момент и вовсе Президент РФ, Дмитрий Медведев дал поручение открыть первый пусковой комплекс метро уже в 2016 году, как подарок к 300-летию Омска. Под это дело федеральные власти выделили целый 1 миллиард рублей на строительство. Но, проект был обречен.

В 2015 году обанкротился генеральный подрядчик строительства омского метро НПО «Мостовик». К 2016 году, по оценке Счетной палаты, затраты на метро составили 6,6 млрд. рублей. При этом стоимость проекта оценивалась в 11 млрд. рублей, а после введенных в 2014-2015 годах санкций и вовсе поднялась до 19 млрд. рублей (также согласно отчетам Счетной палаты).

Новый губернатор Омской области В.И. Назаров тоже взял в руки калькулятор, сложил цифры и резюмировал: на достройку нужно 24 миллиарда! И это без учета подвижных составов, которые тоже стоят несколько сотен миллионов. Да и вообще рентабельность проекта оказалась очень низкой...а точнее отсутствовала вовсе.

Совещание на недостроенной станции "Библиотека им. Ленина" в 2017 году. 
Источник: https://regnum.ru/news/2356865.html
Совещание на недостроенной станции "Библиотека им. Ленина" в 2017 году. Источник: https://regnum.ru/news/2356865.html

Дальнейшая судьба метрополитена была совсем печальной. Сначала недостроенное метро хотели закрыть и передать построенные участки в проект скоростного трамвая (по примеру Волгограда). Потом решили все же открыть достроенные участки, потом опять передумали, решили законсервировать проект, потом передумал передумывать, отказались консервировать, т.к. консервация очень дорогая. «Качели» очень не понравились большим чиновникам в Министерстве Транспорта РФ, и те пригрозили омской администрации «неэффективным использованием бюджета» (т.е. растратой), и вытекающим уголовным делом. При этом в Минтрансе настоятельно рекомендовали метро достроить. Но почти сразу после этого Министр Транспорта Максим Соколов развернулся на 180° и рекомендовал метро законсервировать.

Агония омского метрополитена была долгой и мучительной. В итоге смерть пациента наступила в 2019 году. Омские власти приняли решение затопить недостроенные участки метро.

-7

Перед этим в феврале 2019 года, на совещании у тогда еще вице-премьера России Виталия Мудко, официально было принято решение омский метрополитен не достраивать.

Но этом и закончилась грустная и трагичная история омского метрополитена. В общей сложности метрополитен пытались построить больше 30 лет (с начала проектирования), и переносили сроки открытия не менее 6 раз.

В рамках нового Генерального плана предусмотрено развитие омского наземного рельсового транспорта (то есть трамвая), в том числе за счет существующих тоннелей (как это уже предлагали в 2014 году). Тут нужно дать пояснение: затопление туннелей считается "мокрой" консервацией, а не просто уничтожением. Соответственно, законсервированный объект может быть восстановлен и возвращён к жизни. Но выбранный путь консервации был привлекателен и выгоден только на стадии "закрытия", а вот "открытие", т.е. восстановление затопленных тоннелей, будет стоить гораздо больше, нежели обычная расконсервация. Но готовы ли власти города пойти на большие затраты ради связки заделов метро и электрического транспорта или же навсегда похоронят проект омского метрополитена?

Не забываем
  • ставить лайк 👍
  • подписываться на канал ☝️
Вам не тяжело, а автору приятно :)
Спуск в метро, которого нет.
Спуск в метро, которого нет.

Читайте на канале: