Найти тему
#velonation

Пожилые водители чаще попадают в ДТП. Как с этим быть?

Население планеты стареет, а значит, все больше пожилых людей садится за руль — с риском для себя и окружающих. В Японии решили, что у пожилых с деменцией надо просто отбирать права, но не факт, что это решит проблему.

Фото: Cristina Gottardi/Unsplash
Фото: Cristina Gottardi/Unsplash

С возрастом люди становятся менее внимательными. Даже те, кто не страдает от выраженных проблем вроде деменции. Старение населения — это прежде всего проблема развитых стран, где массовая автомобилизация началась после второй мировой войны. Нынешние пожилые в этих странах провели за рулем всю сознательную жизнь.

В Японии в 2020 году доля людей старше 65 лет составило 29%, в США — чуть меньше 17%. И в обеих странах пожилые водители непропорционально часто оказываются виновниками смертельных ДТП и их же жертвами — инцидент, который мог бы закончиться не столь трагично для водителя помоложе, дряхлеющее тело может не пережить.

Японцы как будто бы нашли решение: в 2012 году там приняли закон, по которому все водители старше 75 лет должны регулярно проверяться на наличие когнитивных нарушений. В 2017 году в этот закон внесли поправки, позволяющие отзывать водительские права у людей с деменцией и некоторыми другими заболеваниями. Не стоит ли и другим странам ввести у себя такую практику?

Исследователи из Университета Джона Хопкинса решили выяснить, насколько эффективен японский закон. На первый взгляд, все отлично работает: с марта 2017 года по декабрь 2019 года в стране было на 3600 меньше ДТП с участием водителей старше 75 лет меньше, чем было бы без нового закона.

Однако за то это же время сильно выросло количество ДТП с участием пожилых пешеходов и велосипедистов — их было на 959 больше, чем ожидалось. С большой вероятностью, это те, кто попытался найти альтернативный способ передвижения, но не мправился. А есть еще люди, для которых отказ от привычного транспорта означает потерю или ограничение социальных связей, связанную с этим депрессию и дальнейшее ухудшение когнитивных функций.

Происходит это не потому, что отказ от машины чем-то опасен сам по себе. Просто в Японии, как и в США, довольно много мест, где прожить без автомобиля практически нереально. Пожилые продолжают рулить не потому что им это очень нравится — у них просто нет выбора.

Это, разумеется, не означает, что пожилые люди с деменцией должны садиться за руль как ни в чем не бывало. Но решение проблемы ДТП с участием стариков лежит не в плоскости принудительного лишения прав, а в создании городов, где все более-менее под рукой, а у людей есть безопасная альтернатива в виде общественного транспорта.  Можно, конечно, уповать, что однажды все проблемы пожилых решат автономные автомобили, но сроки наступления этого “однажды” пока туманны, а как делать удобные и безопасные города мы уже знаем.

По материалам Streetblog.