Духовная культура Непала весьма многогранна. Уже в первые века нашей эры существовала непальская литература, представленная главным образом буддийскими книгами на санскрите. Основоположником литературы на непали был Бханубхакта Ачарья (первая половина XIX в.). Он писал поэмы на сюжеты индийского эпоса «Рамаяна». В дальнейшем, в эпоху правления династии Рана, поэты вынуждены были писать аллегорические произведения, в которых излагали свои мысли и чаяния в завуалированной форме (например, стихи Лекхнатха Паудьяла). Другие поэты использовали пейзажную лирику как спасительный остров, где можно было укрыться от жизненных бурь (например, известные литераторы Лакшмипрасад Девкота и Сидхичаран Шрестха). После свержения диктатуры Рана началось развитие всех жанров непальской литературы — прозы, поэзии, драматургии. Произведения многих видных современных писателей и поэтов пронизаны духом патриотизма и заботой о будущем своей страны. В Непале очень развито народное песенное творчество. Работа и отдых людей часто сопровождаются песнями. Есть песни пастушеские, дорожные, обрядовые, праздничные, любовные, лирические, шуточные и печальные. Когда весной крестьяне разрыхляют поле или сажают рисовую рассаду, то они поют песни в такт взмахам мотыги: ритм мелодии помогает им работать. После сбора урожая в праздник Тихар молодые люди ходят по деревням и поют песни вроде частушек. Обычно один начинает песню, другой подхватывает, третий заканчивает. Нельзя не отметить присущую непальцам жизнерадостность. Они, как правило, обладают чувством юмора, способны подшучивать над собой, нередко дают друг другу меткие прозвища. Во время праздников люди поют и танцуют на всех площадях. Певцы сопровождают свои песни мимикой и движениями, усиливающими эмоциональность исполнения. Богатая мимика, лукавые улыбки характерны и для танцоров. Аккомпанирующий нередко одновременно и сам танцует, высоко подпрыгивая с барабаном.
Многие танцы выражают какое-нибудь действие или трудовой процесс; есть старинные танцы воинов, исполняемые с бамбуковым шестом, символизирующим военное знамя; есть пасторальные и религиозные танцы, повествующие о борьбе и победе добра над злом; очень много лирических танцев о любви и дружбе; существуют классические танцы, изображающие эпизоды из индийского эпоса. Они состоят из множества танцевальных позиций с бесчисленными нюансами в жестах, взглядах, в положении пальцев рук и исполняются в красочных ритуальных костюмах. Во многих танцах отражается окружающая человека природа. Так, например, темпераментные движения танцоров и внезапные смены поз ассоциируются с неистовыми бурями в Гималаях. В групповых танцах люди движутся по кругу, взявшись за руки, иногда танцоры образуют несколько групп или танцуют в одиночку под звуки песни, распеваемой хором. Нередко они сами подпевают себе или пляшут под аккомпанемент оркестра. Иногда лодыжки танцоров (они танцуют босиком) опоясаны браслетами, которые позванивают в такт, или танцор в такт ударяет в бубен. Очень красив и оригинален групповой танец девушек с горящими масляными плошками. У жителей Северного Непала — бхотия распространены обрядовые танцы — пантомимы в масках вокруг костра под звуки цимбал, длинных труб, барабанов с рукоятью. Движения танцоров медлительны, скупы, однообразны. Непальский оркестр состоит в основном из двух самых распространенных в стране инструментов — мадаля и кханъдзяри. Мадаль — это своеобразный барабан, похожий на небольшой бочонок удлиненной формы; он висит на шее музыканта, который попеременно, то одной, то другой рукой ударяет по его днищам с натянутой на них тонкой кожей. Кханьдзяри — это бубен, мелодично позванивающий при каждом ударе. В качестве музыкальных инструментов используются также бамбуковая дудка, рожок и колокольчики.
Изобразительное искусство, особенно скульптура, имеет свои давние традиции. В храмах и на площадях городов Долины Катманду можно видеть старинные статуи многочисленных божеств. Огромная скульптура Будханилкантха близ Катманду, изображающая бога Вишну, возлежащего на ложе из кобр, была изваяна еще в VII в.
На главных площадях Бхактапура и Лалитпура сохранились статуи неварских королей. В индуистской живописи, хотя и преобладают сюжеты из мифологии, даны они очень реалистично. Самые выдающиеся художники современного Непала — Маске и Бал Кришна Сама. С древнейших времен культуры Непала и Индии взаимно обогащали друг друга. Известный французский знаток восточной культуры Сильвен Леви писал, что непальцы восприняли и по-своему переработали искусство Индии, они строили дворцы и храмы, которые послужили затем моделями для тибетцев и китайцев. Родиной классической пагоды, по его мнению, является Непал. Между культурой Непала и Индии много общего. Так, храм Джанаки в Джанакпуре своими ажурными украшениями и башен-дворцов Раджастхана в Индии. Черты индийской архитектуры очень заметны в храме Баракхашетра (близ Биратнагара) и дворце Рани-Гхат (близ Тансинга). Непальская архитектура оказала большое влияние на строительное искусство Тибета. Знаменитый дворец Потала в Лхасе имеет немало деталей в непальском стиле. В VI в. там была построена пагода Джоканг, в которой установили статуи будд, доставленные из Непала. Крупнейший непальский архитектор и скульптор средневековья Арнико в 1260 г. вместе с другими непальскими мастерами построил в Тибете «Золотую пагоду». В 1261 г. Арнико прибыл в Центральный Китай и занялся формовкой и лепкой статуй будд в монастырях древних столиц Китая — Лояне и Кайфыне. Белая пагода храма Мяоинсы в Пекине высотой 63 м была построена в 1271 г. также по проекту Арнико. Древнейшие и редчайшие памятники самобытной непальской архитектуры находятся в Долине Катманду. Это гигантские буддийские ступы полусферической формы— Сваямбунатх и Боднатх, построенные в III в. до н. э. Полусфера олицетворяет небо. Над полусферой возвышается куб со ступенчатой, суживающейся кверху пирамидой. На каждой из сторон куба изображена пара огромных глаз, олицетворяющих всевидящее око Будды.
В этой же долине расположены старинные пагоды с трехъярусными крышами, например Махендранатх (построена в 1408 г.) и Хиранья-Варна Махаравихар (обе в Лалитпуре), пятиярусный индуистский храм Ньятапола (в Бхактапуре) с высокой лестницей и каменными фантастическими фигурами по краям ее. Весьма своеобразен храм Кришна-Мандир, построенный в Лалитпуре в XVII в. в виде вариации индийского храма типа шикхары, т. е. круто вздымающейся параболической башни, стоящей на платформе, украшенной колоннадой. Галереи, балконы и башенки придают сооружению удивительную ажурность и легкость.
Другой храм типа шикхары — Махабудха (XIV в.) в Лалитпуре — известен своей уникальной огромной скульптурой Будды и великолепной терракотовой облицовкой.