Найти тему
Институт ИПО

«Бьет – значит любит». С чего мы это взяли?

Оглавление

Сколько раз вы слышали это сомнительное по своей сути выражение? Довольно типичная ситуация, когда дочка жалуется маме на то, что местный хулиган дергает ее за косички, а мама с улыбкой отвечает «значит влюбился. Бьет – значит любит». Откуда пошел этот афоризм?

Всегда ли так было?

Вплоть до крещения Руси женщины и мужчины были примерно «на равных». Да, все еще существовал стереотип о том, что «жена приходит в семью мужа» и муж занимал условную лидерскую позицию в семье. Однако, ни о каких побоях речи идти не могло. Жена находилась под защитой своего отца и братьев, которые не допускали того, чтобы с головы их дочери/сестры упал хоть волос и могли хорошенько наподдать супругу, поднявшему на нее руку.

Более того, в славянской мифологии существовали Богини женщины (например, Морена, могущественная повелительница зимы и смерти), что также дает понять: женщина в древней Руси могла быть великой и не уступающей по силе мужчине.

Конечно, были и иные ситуации – когда жену либо крали, либо покупали. Тогда она становилась рабыней и муж мог даже избить ее до полусмерти. Но подобные ситуации были скорее исключением, чем правилом.

Как все изменилось?

Переломным моментом в судьбе русских женщин стало Крещение Руси. По новым законам жизни положение женщины становилось ничтожным по сравнению с положением мужчины. Мало того, что женщина в целом считалось существом безвольным и недалеким, находящимся в прямой зависимости от мужчин (сначала – от отца, а в последствие – от мужа), она еще и считалась «дьявольским соблазном» и «воплощением греха», ведь именно Ева вкусила «запретный плод», из-за чего первые люди были изгнаны из Рая.

Таким образом, мужчин был призван спасти душу своей жены. Для этого было нормой прибегать к побоям, которые даже в сознании женщин стали иметь положительный окрас. Формировался стереотип: «он бьет меня для спасения и очищения моей души, соответственно его волнует моя нравственность, соответственно, он обо мне заботится, соответственно, он любит меня». Подобным образом главы семейства обходились их детьми – избиение детворы тоже было обыденностью и также причислялось к положительным действиям, осуществляемой «от большой любви и заботы». Так, у самих женщин закрепилось мнение, что если муж не избивает ее, то не обращает должного внимания и не ухаживает за ней. Женщины, в то время необразованные, имеющие критически узкий кругозор, из-за постоянного контроля со стороны мужчин не могли даже представить, что может быть по-другому. В редких случаях, когда русская женщина выходила замуж за иностранца, она воспринимала отсутствие побоев как нелюбовь. В последствие подобные принципы быта нашли отражение в труде священника Сильвестра «Домострой».

Домострой представлял собой свод правил для христианской семьи. Перво-наперво, нужно сказать, что по правилам «домостроя» жена обязана была существовать «в угоду мужу и Богу». Выходя замуж, женщина заточала себя в дом, не занималась ничем кроме ведения хозяйства и воспитания детей. «Идеальная жена» в первую очередь представлялась смирной, тихой и кроткой. Она безропотна, всегда слушается мужа и во всем советуется с ним.

«Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего».

Домострой ограничивал женщину практически во всем: ей категорически нельзя было употреблять спиртные напитки, ни коем случае – бездельничать (она постоянно должна быть занята либо ведением хозяйства, либо заботой о детях), также запрещалось перечить мужу и жаловаться на супружескую жизнь.

Но вернемся к нашей теме – в приведенном труде прописывались правила наказания (как выражается автор – «учения») жены. Существовал целый свод правил: нельзя было бить по лицу: по глазам и ушам; избегать применения тяжелых предметов, чтобы не сделать жену инвалидом. Воспитывать жену нужно было наедине, не допуская того, чтобы это стало достоянием общественности. А после акта избиения нужно было приласкать жену, пожалеть и поучить советом.

С годами, правила домостроя и «избиение женщин в целях научения» потеряло свою актуальность и мужчины, все еще пользующиеся возможностью избивать своих жен, теперь делали это из-за ревности или попросту «по пьяни», а женщины, все еще росшие и привыкшие к подобным жизненным условиям, воспринимали это как должное.

Как это дошло до наших дней?

Казалось бы: все вышенаписанное давно стало пережитком прошлого, однако, к сожалению, это не совсем так. Конечно, в крупных городах, в средних и высших слоях населения женщины давно знают себе цену, домашнее насилие считается страшной и недопустимой вещью, которая активно порицается обществом. Существуют даже различные фонды поддержки жертвам домашнего насилия.

Но не стоит забывать о том, какое колоссальное значение в жизни русских людей имеют традиции. И, как ни прискорбно это признавать, в русских глубинках избиение жен –все та же традиция. Обратим внимание на женскую смертность в России. По статистике НПО (женских неправительственных объединений) 70% женщин погибло от рук мужей и сожителей. Домашнее насилие продолжает существовать, женщины продолжают замалчивать это, предпочитая «не выносить сор из избы», а дети, регулярно наблюдающие за проявлением агрессии к своей матери и сами подвергающиеся избиениям также вырастают с мыслями о том, что это – норма.

Что говорят психологи?

В целом, причины домашнего насилия сейчас мало отличаются от причин, которые были ранее. Сейчас женщина имеет право уйти от абьюзера, подать на развод и так далее, однако далеко не все им пользуются.

1- Давление со стороны родственников. В некоторых семьях развод все еще считается позором и женщины, считающие, что не имеют морального права разойтись с мужчиной, предпочитают жить с мужем тираном и терпеть побои.

2- Финансовая зависимость от мужчины. В некоторых семьях мужчина все еще берет на себя роль «главы семейства», «добытчика». А женщина, как и раньше, закрывается дома, следит за домом, вынашивает и растит детей. Так, она просто не может разойтись с мужем, ведь в таком случае «окажется на улице».

3- Агрессор действительно может убедить жертву в том, что она «сама виновата» в применяемом к ней насилии, женщина может быть уверена в том, что «сама спровоцировала», «сама нарвалась». Напоминает положение домостроя о «воспитании» провинившейся супруги, не так ли?