Сколько раз вы слышали это сомнительное по своей сути выражение? Довольно типичная ситуация, когда дочка жалуется маме на то, что местный хулиган дергает ее за косички, а мама с улыбкой отвечает «значит влюбился. Бьет – значит любит». Откуда пошел этот афоризм?
Всегда ли так было?
Вплоть до крещения Руси женщины и мужчины были примерно «на равных». Да, все еще существовал стереотип о том, что «жена приходит в семью мужа» и муж занимал условную лидерскую позицию в семье. Однако, ни о каких побоях речи идти не могло. Жена находилась под защитой своего отца и братьев, которые не допускали того, чтобы с головы их дочери/сестры упал хоть волос и могли хорошенько наподдать супругу, поднявшему на нее руку.
Более того, в славянской мифологии существовали Богини женщины (например, Морена, могущественная повелительница зимы и смерти), что также дает понять: женщина в древней Руси могла быть великой и не уступающей по силе мужчине.
Конечно, были и иные ситуации – когда жену либо крали, либо покупали. Тогда она становилась рабыней и муж мог даже избить ее до полусмерти. Но подобные ситуации были скорее исключением, чем правилом.
Как все изменилось?
Переломным моментом в судьбе русских женщин стало Крещение Руси. По новым законам жизни положение женщины становилось ничтожным по сравнению с положением мужчины. Мало того, что женщина в целом считалось существом безвольным и недалеким, находящимся в прямой зависимости от мужчин (сначала – от отца, а в последствие – от мужа), она еще и считалась «дьявольским соблазном» и «воплощением греха», ведь именно Ева вкусила «запретный плод», из-за чего первые люди были изгнаны из Рая.
Таким образом, мужчин был призван спасти душу своей жены. Для этого было нормой прибегать к побоям, которые даже в сознании женщин стали иметь положительный окрас. Формировался стереотип: «он бьет меня для спасения и очищения моей души, соответственно его волнует моя нравственность, соответственно, он обо мне заботится, соответственно, он любит меня». Подобным образом главы семейства обходились их детьми – избиение детворы тоже было обыденностью и также причислялось к положительным действиям, осуществляемой «от большой любви и заботы». Так, у самих женщин закрепилось мнение, что если муж не избивает ее, то не обращает должного внимания и не ухаживает за ней. Женщины, в то время необразованные, имеющие критически узкий кругозор, из-за постоянного контроля со стороны мужчин не могли даже представить, что может быть по-другому. В редких случаях, когда русская женщина выходила замуж за иностранца, она воспринимала отсутствие побоев как нелюбовь. В последствие подобные принципы быта нашли отражение в труде священника Сильвестра «Домострой».
Домострой представлял собой свод правил для христианской семьи. Перво-наперво, нужно сказать, что по правилам «домостроя» жена обязана была существовать «в угоду мужу и Богу». Выходя замуж, женщина заточала себя в дом, не занималась ничем кроме ведения хозяйства и воспитания детей. «Идеальная жена» в первую очередь представлялась смирной, тихой и кроткой. Она безропотна, всегда слушается мужа и во всем советуется с ним.
«Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего».
Домострой ограничивал женщину практически во всем: ей категорически нельзя было употреблять спиртные напитки, ни коем случае – бездельничать (она постоянно должна быть занята либо ведением хозяйства, либо заботой о детях), также запрещалось перечить мужу и жаловаться на супружескую жизнь.
Но вернемся к нашей теме – в приведенном труде прописывались правила наказания (как выражается автор – «учения») жены. Существовал целый свод правил: нельзя было бить по лицу: по глазам и ушам; избегать применения тяжелых предметов, чтобы не сделать жену инвалидом. Воспитывать жену нужно было наедине, не допуская того, чтобы это стало достоянием общественности. А после акта избиения нужно было приласкать жену, пожалеть и поучить советом.
С годами, правила домостроя и «избиение женщин в целях научения» потеряло свою актуальность и мужчины, все еще пользующиеся возможностью избивать своих жен, теперь делали это из-за ревности или попросту «по пьяни», а женщины, все еще росшие и привыкшие к подобным жизненным условиям, воспринимали это как должное.
Как это дошло до наших дней?
Казалось бы: все вышенаписанное давно стало пережитком прошлого, однако, к сожалению, это не совсем так. Конечно, в крупных городах, в средних и высших слоях населения женщины давно знают себе цену, домашнее насилие считается страшной и недопустимой вещью, которая активно порицается обществом. Существуют даже различные фонды поддержки жертвам домашнего насилия.
Но не стоит забывать о том, какое колоссальное значение в жизни русских людей имеют традиции. И, как ни прискорбно это признавать, в русских глубинках избиение жен –все та же традиция. Обратим внимание на женскую смертность в России. По статистике НПО (женских неправительственных объединений) 70% женщин погибло от рук мужей и сожителей. Домашнее насилие продолжает существовать, женщины продолжают замалчивать это, предпочитая «не выносить сор из избы», а дети, регулярно наблюдающие за проявлением агрессии к своей матери и сами подвергающиеся избиениям также вырастают с мыслями о том, что это – норма.
Что говорят психологи?
В целом, причины домашнего насилия сейчас мало отличаются от причин, которые были ранее. Сейчас женщина имеет право уйти от абьюзера, подать на развод и так далее, однако далеко не все им пользуются.
1- Давление со стороны родственников. В некоторых семьях развод все еще считается позором и женщины, считающие, что не имеют морального права разойтись с мужчиной, предпочитают жить с мужем тираном и терпеть побои.
2- Финансовая зависимость от мужчины. В некоторых семьях мужчина все еще берет на себя роль «главы семейства», «добытчика». А женщина, как и раньше, закрывается дома, следит за домом, вынашивает и растит детей. Так, она просто не может разойтись с мужем, ведь в таком случае «окажется на улице».
3- Агрессор действительно может убедить жертву в том, что она «сама виновата» в применяемом к ней насилии, женщина может быть уверена в том, что «сама спровоцировала», «сама нарвалась». Напоминает положение домостроя о «воспитании» провинившейся супруги, не так ли?