Чтобы лучше понять масштабы гения Диего Веласкеса (1599-1660) достаточно обратится к картинам, которые он написал во время своей второй поездки в Италию, между 1649 и 1651 годами.
В возрасте пятидесяти лет он был на пике своего мастерства и карьеры. Обожаемый королем Испании Филиппом IV, придворным художником которого он был более 25 лет, Веласкес написал множество официальных портретов королевской семьи и украсил их резиденции в Мадриде.
У него не было недостатка ни в орденах, ни в почестях. Но искусственность двора и жесткость его этикета тяготили художника.
Несмотря на все усилия вдохнуть жизнь в королевские портреты, в них по-прежнему преобладали строгие каноны, которые мешали художнику полностью раскрыть свой талант.
Чтобы подзарядиться энергией, Веласкес снова отправляется в Италию (где он уже бывал 20 лет назад), получив от Филиппа IV официальное задание – купить там для него картины и заказать отливки античных статуй.
Веласкес высадился в Генуе весной 1649 года. Его пребывание в Италии продлится два года. В течение этого периода он выполнил всю свою официальную миссию, но не забыл и о своих интересах.
В Риме художник создаст несколько своих лучших шедевров: "Венера с зеркалом", "Портрет папы Иннокентия X"... и этот маленький женский портрет, гораздо менее известный, но представляющий собой настоящее чудо!
Несмотря на подпись "Сивилла", под которым полотно вошло в коллекцию музея Медоуз (Даллас), мы не знаем, что именно на нем изображено и когда оно было написано, но это не важно.
Освобожденный от ограничений, присущих официальным портретам, Веласкес отпускает свою кисть.
Он рисует эту Сивиллу и, в частности, её рубашку быстрыми и яркими штрихами, очень похожими на те, которые импрессионисты будут использовать 200 лет спустя.
Веласкес не является художником ярких красок, но его черно-белые периходы великолепны.
Рубашка, выполненная в разных оттенках белого, с мазками серого и розового цвета, отличается удивительной современностью, напоминающей нам работы Моне или Берты Моризо.
Другой элемент, который поражает зрителя в этой маленькой картине, – это ее потрясающий натурализм.
Свободные собранные в пучок волосы, слегка прозрачная рубашка, приоткрытый рот и небрежно открытая грудь излучают непосредственность и чувственность, которые делают эту женщину чрезвычайно живой.
Веласкес с таким мастерством рисует эту молодую женщину, что можно подумать, что мы видим здесь портрет его любимой. Ходили даже слухи о бурном романе художника и родившемся от него у одной итальянской художницы в 1651 году сыне Антонио.