Найти тему
5 Колесо

Опередивший время: как Chrysler построил фантастический Turbine Car и что с ним стало

Мы уже рассказывали о неудачных попытках компании Rover выпустить автомобиль с газотурбинным двигателем. Но гораздо ближе к серийному воплощению «турбокара» удалось приблизиться корпорации Chrysler.

После создания нескольких прототипов, в 1963 году американцы представили революционный как в плане дизайна, так и конструкции, Chrysler Turbine Car с газотурбинным двигателем. Причем речь шла о постройке хоть и небольшой (50 автомобилей, плюс 5 прототипов), но все-таки серии!

Мы рассказали о неудачных попытках компании Rover выпустить автомобиль с газотурбинным двигателем. Но гораздо ближе к серийному воплощению «турбокара» удалось приблизиться корпорации Chrysler.
Мы рассказали о неудачных попытках компании Rover выпустить автомобиль с газотурбинным двигателем. Но гораздо ближе к серийному воплощению «турбокара» удалось приблизиться корпорации Chrysler.

Под капотом Turbine Car располагалась газовая турбина Chrysler A-831, среди особенностей которой стоит отметить изменяемую геометрию лопаток турбины первой ступени, и двойные тепловые регенераторы, вращающиеся в вертикальных плоскостях. Последние предназначались для снижения температуры выхлопных газов, представлявших большую проблему для использования в автомобиле.

-2

В октябре 1963 года стартовала тестовая программа, в которой приняли участие две сотни человек в возрасте от 21 до 70 лет, проживающие во всех 48 континентальных штатах. «Подопытные» хвалили плавность работы силовой установки, низкий уровень шума и топливную всеядность, но сетовали на запаздывающую реакцию на изменение положения педали акселератора, отсутствие торможения двигателем и на расход топлива. В Chrysler категорически отказывались называть точные данные, но неофициально машине требовалось от 13 л/100 км на трассе, до 17 в городе.

-3

Претензия «тест-пилотов», на первый взгляд, выглядит надуманной, особенно с учетом американских реалий тех лет. Однако здесь подразумевался расход с учетом небольшой мощности ГТД: 130 л.с. при 3600 об/мин, крутящий момент – 576 Нм. Внешне схожий с Крайслером Ford Thunderbird Hardtop «выпивал» даже больше, в среднем – 23,4 л/100 км., но был почти в 2,5 раза мощнее: 6.4 литровый V8 развивал 300 «лошадей»!

-4

Еще одним слабым местом программы Chrysler Turbine Car стали выбросы оксида азота (NOx). Тем не менее работа над проектом продолжалась вплоть до конца 70-х! Лишь после того как Министерство энергетики прекратило финансирование, Chrysler полностью отказался от создания «турбокара». Проект был закрыт.

-5

Всего, за более чем четверть века, американская корпорация потратила свыше 100 миллионов собственных средств, плюс 19 миллионов долларов налогоплательщиков. Chrysler действительно подошел ближе кого бы то ни было к серийному воплощению автомобиля с ГТД, однако принципиальные недостатки, такие как: повышенный расход топлива и высокие выбросы NOx, сделали футуристичную силовую установку невозможной к массовому применению.

-6

Что еще почитать:

«Реактивные» автомобили Rover: уникальный проект, который не взлетел

Авто
5,66 млн интересуются