Найти тему
Вижу красоту

1960 год: Оружейная палата просвещает дулёвцев

Ваза-стопа для мороженого «Четыре времени года». Фрагмент (Весна). 1804–1807. Севр. Высота 30 см. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Источник: vk.com/kremlinmuseums
Ваза-стопа для мороженого «Четыре времени года». Фрагмент (Весна). 1804–1807. Севр. Высота 30 см. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Источник: vk.com/kremlinmuseums

Друзья, делюсь с вами заметкой из газеты Дулёвского фарфорового завода, представляющей виртуальную экскурсию – рассказ о витрине со знаменитым дипломатическим подарком французского императора Наполеона Бонапарта российскому императору Александру I – «Олимпийским сервизом» Севрской мануфактуры в Оружейной палате Московского кремля, поступившем в музейное хранение из сервизной кладовой Большого Кремлевского дворца в 1881 году.

Скульптурное украшение к «Олимпийскому сервизу» хранится в Государственном музее керамики в Кусково.

Кучин В. Из парижского пригорода // Газета «Новатор», орган парткома, завкома и управления Дулёвского фарфорового завода им. газета «Правда», 1960. – № 14 (263) от 15 апреля. – С. 2.

В одной из витрин Государственной Оружейной палаты выставлен фарфор. Вы видите живописно расположенные на красном бархатном фоне разнообразные вазы, чаши для фруктов, корзины, чашки, кофейники, тарелки. Всё это – изделия всемирно известного Севрского фарфорового завода.

Витрина 43. Олимпийский сервиз. Оружейная палата. Зал 5. Источник: armoury-chamber.kreml.ru
Витрина 43. Олимпийский сервиз. Оружейная палата. Зал 5. Источник: armoury-chamber.kreml.ru

В этой витрине три сервиза: десертный, чайный и кофейный. Все предметы украшены яркими рисунками с изображениями сцен из древнегреческих мифов.

Тарелка десертные. 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Источник: kreml.ru
Тарелка десертные. 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Источник: kreml.ru

Попробуйте отыскать хотя бы два схожих рисунка. Ну, кто из вас самый придирчивый и внимательный?.. Не трудитесь напрасно! Ваш взгляд не найдёт ни одного одинакового изображения, все они – различны.

Художник Жан Жорже (Jean Georget). Тарелка «Геркулес похищает Гесиону после разрушения Трои». 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–25. Источник: kreml.ru
Художник Жан Жорже (Jean Georget). Тарелка «Геркулес похищает Гесиону после разрушения Трои». 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–25. Источник: kreml.ru

Вот на десертной тарелке мы видим мужественного Геракла в накинутой на плечах львиной шкуре, опирающегося на палицу.

Ваза-стопа для мороженого «Четыре времени года». 1804–1807. Севр. Высота 30 см. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Источник: kreml.ru
Ваза-стопа для мороженого «Четыре времени года». 1804–1807. Севр. Высота 30 см. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Источник: kreml.ru

А на вазе для мороженого – четыре женские фигуры, символизирующие четыре времени года... Каждый рисунок манит взор, словно желая поведать давно знакомые и полюбившиеся легенды.

Замечательные французские художники Адам, Жорж, Ле Гюйо трудились над росписью сервизов. И хотя прошли многие десятилетия, краски не потеряли своей свежести.

Передача рюмочная. Ракурс. 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–86. Источник: kreml.ru
Передача рюмочная. Ракурс. 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–86. Источник: kreml.ru

Кроме ярких рисунков, предметы, особенно чашки, украшены позолотой, настолько густой, что порою теряется ощущение фарфора, создаётся впечатление, что чашки и вазы сделаны из металла.

Передача рюмочная. 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–86. Источник: kreml.ru
Передача рюмочная. 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–86. Источник: kreml.ru

У этой витрины я ещё не видел ни одного равнодушного лица. Экскурсовода здесь обычно забрасывают вопросами: кто делал эти великолепные произведения искусства? Чем знаменита Севрская мануфактура? Как сохраняются предметы сейчас?..

Севр – небольшой пригород Парижа с пятнадцатью тысячами жителей. В 1756 году сюда из замка Венсенн была переведена фарфоровая мануфактура. Вскоре она превратилась в крупнейшее фарфоровое производство Франции, и с тех пор Севр является главным центром по выпуску художественного фарфора страны.

Сахарница с крышкой. 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–95/1–2. Источник: kreml.ru
Сахарница с крышкой. 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–95/1–2. Источник: kreml.ru

На Севрском заводе открыли новые краски для росписи: синюю, бирюзовую, розовую, зелёную. Здесь усовершенствовали фарфоровую массу, применили скульптурные формы для производства художественных изделий.

На Севрском заводе открыли новые краски для росписи: синюю, бирюзовую, розовую, зелёную. Здесь усовершенствовали фарфоровую массу, применили скульптурные формы для производства художественных изделий.Вазы-ритоны «Рог изобилия». 1804–1807. Севр. Высота 43 см. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–109-110. Источник: kreml.ru
На Севрском заводе открыли новые краски для росписи: синюю, бирюзовую, розовую, зелёную. Здесь усовершенствовали фарфоровую массу, применили скульптурные формы для производства художественных изделий.Вазы-ритоны «Рог изобилия». 1804–1807. Севр. Высота 43 см. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–109-110. Источник: kreml.ru

В разное время работали на заводе знаменитые французские художники, скульпторы, учёные: Ф. Буше, Фальконе, Ле Риш, Клюдион, Буазо, а в начале ХХ века – химик художник Ж. Л. Давид, архитектор Ш. Персье.

Корзина для жасмина. 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Источник: kreml.ru
Корзина для жасмина. 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Источник: kreml.ru

Революционный Конвент в 1793 году, отмечая выдающиеся заслуги Севрского завода в развитии французского фарфора, объявил завод «гордостью и славою Франции».

Чашка с блюдцем из сервиза-кабаре из «Олимпийского сервиза». 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–97/1–2. Источник: kreml.ru
Чашка с блюдцем из сервиза-кабаре из «Олимпийского сервиза». 1804–1807. Севр. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / Инв. № Ф–97/1–2. Источник: kreml.ru

Наполеон превратил Севрский завод в придворное производство, что наложило отпечаток на продукцию. Фарфоровые изделия становятся парадными, роскошными, подавляя фарфор позолотой и росписью. Именно к этому времени относится рождение сервизов, находящихся в нашей Оружейной палате. Они были подарены Наполеоном Александру I в 1807 году. В трёх подаренных сервизах насчитывалось около 300 предметов.

Настольное украшение, изображающее Вакха и Ариадну и входящее в «Олимпийский сервиз», изготовленный по заказу Наполеона на Севрском фарфоровом заводе и подаренный им после заключения Тильзитского мира русскому императору Александру I из собрания Государственного музея керамики в Кускове. Фотограф Михаил Озерский. Фото № 60729. РИА Новости. Источник: riamediabank.ru
Настольное украшение, изображающее Вакха и Ариадну и входящее в «Олимпийский сервиз», изготовленный по заказу Наполеона на Севрском фарфоровом заводе и подаренный им после заключения Тильзитского мира русскому императору Александру I из собрания Государственного музея керамики в Кускове. Фотограф Михаил Озерский. Фото № 60729. РИА Новости. Источник: riamediabank.ru

Советский народ чтит и уважает искусство других народов, бережно хранит их памятники в своих музеях. Изделия из фарфора Севрского завода в Оружейной палате систематически осматриваются и проверяются. Совсем недавно около двадцати предметов было передано на реставрацию в специальную мастерскую. Там их очистят, восстановят утраченную позолоту и живопись. Вскоре, обновленные, они вновь займут своё место на полках этой чудесной витрины.

1967 год. Оружейная палата Московского Кремля. Олимпийский десертный сервиз из 166 предметов. Севрский фарфор. 1807 год.. Фотограф И. Коган. Фото № 6133831. РИА Новости. Источник: riamediabank.ru
1967 год. Оружейная палата Московского Кремля. Олимпийский десертный сервиз из 166 предметов. Севрский фарфор. 1807 год.. Фотограф И. Коган. Фото № 6133831. РИА Новости. Источник: riamediabank.ru

В. КУЧИН, научный сотрудник музеев Московского кремля

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив

Еда
6,93 млн интересуются