Всем привет из солнечного Новосибирска! Сегодня у меня в ремонте DAF XF105 с жалобой клиента на ошибку тормозной системы.
В первую очередь нужно подтвердить жалобу клиента. Включаем зажигание и видим, что ошибка на дисплее действительно есть!
Шаг 1. Диагностика
Подключим DAVIE и считаем все ошибки с автомобиля.
Подключаем прибор VCI560 в диагностическое гнездо автомобиля, запускаем DAVIE и нажимает прямое тестирование. На предложение показать полный список ошибок нажимаем "да".
Видим, что в системе EBS2 есть одна активная ошибка. Ознакомимся с ней.
Ошибка на обрыв проводки или катушки соленоида крана управления тормозами прицепа.
Немного теории:
Функцией крана управления прицепом
является:
◾ подача определенного тормозного
давления на прицеп в зависимости от
выходного сигнала электронного блока EBS.
◾ обеспечение обратной связи для
электронного блока EBS в отношении
давления на выходе, подаваемого на
прицеп, с помощью датчика давления.
◾ подача определенного тормозного
давления на прицеп при наличии
неисправности в электрической цепи в
зависимости от положения педали тормоза.
◾ подача определенного тормозного
давления на прицеп при срабатывании
клапана стояночного тормоза.
◾ защита от повреждения трансмиссии.
Кран управления тормозами прицепа DAF XF105 является дорогостоящим и крайне надёжным агрегатом. На седельном тягаче (как в нашем случае) он расположен примерно посередине между лонжеронами рамы перед "седлом".
Шаг 2. Поиск неисправности.
Начнём с проверки электропроводки
Прежде чем отправиться к машине, распечатаем необходимый нам участок электросхемы и ознакомимся с ним.
5121, 5122, 3616, 3617, 9026:2 - номера проводов идущих к крану
56B:(1, 7, 8, 9, 10) - Номер разъёма и номер контакта в "черепахе"(переднем распред щитке на кабине)
Электропроводка в кабине нас пока не интересует, так как с ней крайне редко что-то случается.
Кран управления тормозами прицепа снизу имеет 7ми контактный круглый, байонетный разъём, в котором используется 5 контактов.
В первую очередь визуально осмотрим разъём и без удивления обнаружим, что с ним всё хорошо.
Теперь откроем "черепаху" и проверим электропроводку.
Нас интересует разъём 56B. Выдернем его, предварительно выключив зажигание. И проверим мультиметром каждый из 5 проводов.
Один щуп мультиметра в разъём 56B, а другой через заранее приготовленный длинный провод в разъём крана управления тормозами прицепа.
Итог проверки
4 провода из 5 исправны, их сопротивление примерно 0,6Ом
А вот провод 5121 имеет сопротивление примерно 14кОм - вот и попался!
Причина локализована! Теперь остаётся найти сам обрыв провода.
Просунув руку под кабину и пошатав провода на сгибе обнаружил, что сопротивление начало "скакать"
Подняв кабину обнаруживаем такую картину маслом
Из-за многочисленных разрывов оболочки жгутов электропроводки никаких хитростей применять не пришлось. В одном из крупных разрывов нашёл провод по номеру и потянул его из косы. Тут он сразу показал себя во всей красе.
Шаг 3. Ремонт.
Убираем всё лишнее
Отрезаем мешающие стяжки, полностью отключаем косу в "черепахе" и вытаскиваем её, полностью высвобождая почти до воздушного фильтра.
К сожалению родную оболочку не спасти, поэтому избавимся от неё на длине примерно 2 метра. В таких случаях я стараюсь не использовать нож, чтобы не порезать провода вместе с оболочкой.
Нагреваем оболочку горелкой и аккуратно тянем, пока не порвётся. Получается примерно вот это.
Приготовим материалы
Соединяем провод герметичным соединителем вюрт.
Проверяем! И видим, что всё хорошо!
После этого ВНИМАТЕЛЬНО осматриваем все провода на этом участке косы на наличие повреждений.
НО! Не смотря на состояние жгута электропроводки, в нём пострадал всего один этот провод. на остальных нет даже царапин!
Убедившись, что всё хорошо, заматываем провода тканевой синтетической изолентой(я использую Terminator IZT 1925 fabric). В такой изоленте провода менее подвержены истиранию.
Теперь поместим косу в гофру и будем укладывать на место.
Если глухо перемотать гофру изолентой, то вода внутрь всё равно попадёт, а вот испаряться от туда уже не будет! Поэтому с учётом хорошей намотки тканевой синтетической изоленты, просто помещаем жгут в гофру и укладываем всё по местам.
Собираем машину до конца
Включаем зажигание
При помощи DAVIE сбрасываем ошибки и в добрый путь!
Итог.
С момента обращения до выдачи автомобиля прошло не более 4х часов.
Стоимость работы вместе с материалами около 8 тысяч рублей.