Потери, утраты, ссоры, обиды пережить не так легко. Но чтобы унять душевную боль, у священников есть верный метод. Многим он помог, ведь ему больше тысячи лет.
Порой душевные скорби становятся невыносимыми. Как справиться с ними? Протоиерей Андрей Ткачев назвал простой и действенный метод.
Хотя он может понравиться далеко не всем: иногда людям нравиться лелеять свои страдания и жаловаться окружающим. Тем же, кто решил справиться с проблемой, чтобы идти дальше, способ пригодится.
Клин клином вышибают
Батюшка дал неожиданный совет: любую боль можно победить другой болью. Отец Андрей настаивает на этом. Ведь подобное негласное духовное правило когда-то озвучил Иоанн Златоуст.
«Большая боль погашает меньшую. И та меньшая боль уже не ощущается, и не переживается в силу того, что в жизнь вошла большая боль, и она отвлекает все внимание человека», – наставляет священник.
Например, никто же не вспоминает о боли, которую причинила небольшая царапина на руке, когда куда большие мучения доставляет разболевшийся не на шутку зуб.
Похожая ситуация складывается и в нравственной, духовной жизни человека. Святые отцы утверждают, что любые страдания христианина определяются не количеством несчастий, а глубиной переживаний, которые приносят они.
«То есть мы не знаем степень скорбей человеческих. Степень скорбей измеряется внутренними мерилами, которые недоступны внешнему оку», – поясняет отец Андрей.
Сравните вот с чем
Человека накрывает душевная боль. Например, его понизили в должности, нанесли обиду или лишили нажитого имущества. Тяжело, горько и возможно несправедливо.
Однако Иоанн Златоуст советует оглянуться на жизнь Иисуса Христа. Особенно стоит вспомнить о последних днях его жизни, о кресте, распятии и тех ужасных страданиях, которые ради нас принял Господь.
Златоуст рекомендует не просто представить страшную картину распятия Христа, а мысленно перенестись на Голгофу и стать свидетелем страшных мучений проповедника.
«Соразмерь боль Его за грехи твои и боль твою за понесенную несправедливость. Вот это погашение болью боли».
Земная жизни Господа – не единственный пример истинной боли и жертвы. Известны и другие испытания, которые приняли на себя святые мученики: раскаленные решетки, острые лезвия или розги.
Принимая жестокие мучения, они были обычными людьми. Такими же, как и мы. Им тоже было страшно, больно, мучительно.
«Нам кажется порой, что мы участники великой скорби, а на самом деле все это – мышиная возня. И при воскрешении в памяти настоящей боли и настоящих страданий наша собственная боль утихает», – подвел итог Андрей Ткачев.