По окончанию войны возникла потребность в грузовом автотранспорте. Кутаисское авиа сборочное предприятие N 113 перепрофилировали в автозавод (1945). Необычное для автопроизводства место выбрали по указанию Сталина: вождь решил усилить политически инертных чаеводов и виноделов отрядом пролетариата. В Грузию перекинули из Германии остатки разбомбленного американцами концерна "Опель", привезли устаревшее оборудование ЗИСа.
Похоже, изначально идея грузинского автомобиля доверия не внушала, но противиться вождю – себе дороже. Из Горького в Кутаиси командировали опытного конструктора А. М. Кригера (1910-84). Под его руководством увидел свет грузовик КАЗ-150 – близнец ЗИС-150. В 1954 г. Кригера забрала Москва, и до 60-х г. завод, как на ксероксе, штамповал копии уже ЗИЛ, но под маркой КАЗ.
По иронии судьбы КАЗ оказался пасынком у злой мачехи. Страна с удовольствием пила грузинские чай и вино, поставляя на завод запчасти не самого лучшего качества. Даже удивительно как из них КАЗ умудрялся делать то, что пусть кое-как, но передвигалось. Хотя интересные решения были: грузовик с трехсторонним опрокидыванием кузова; хлопковоз, принятый на "ура" в Средней Азии.
В 1960 г. КБ Д. Картвелишвили – за 4 года до МАЗа – создало бескапотный тягач КАЗ-606, получивший собственное имя "Колхида". Прототипом стал паровой бескапотник "зарубленного" проекта Нами-012. Узлы и агрегаты традиционно от ЗИЛ. Чисто заводские разработки – рама и кабина – единственный достойный внимания элемент машины: просторная, со спальником, прекрасным обзором, благодаря большим окнам. Заточенная на дальние расстояния "Колхида" стала проклятием для водителей. В ней ломалось даже то, что не могло сломаться. За час она преодолевала 50 км. Причем, топливо не потребляла, а жрала, как не в себя – 50 л. на сотню. 120-ти литрового бака едва хватало на 250 км. За руль "Колхиды" усаживали новичков и проштрафившихся.
Среди шоферов она получила несколько нелицеприятных прозвищ: "Катька", "подгорный (ехавший только с горы) тягач", почему-то "Жаба".
Предприятия всеми силами старались избавиться от грузинского чуда. В лучшем случае она становилась донором запчастей. Последующие модификации качества не добавили. Опрокидывающаяся кабина улучшила доступ к двигателю во время ремонта, но запросто могла опрокинуться прямо на ходу. За её квадратные формы КАЗ-668В получил прозвище "сервант".
Серьёзные "братья" КАМАЗ и МАЗ вытолкнули "Колхиду" из дальнобоя. По большому счету, не плохая концепт-идея застряла на середине технологического процесса: уже не эксперимент, но ещё не серия.
80-е годы – взлёт советского автопрома. К 1984 г. усилиями всей страны с конвейера КАЗ сошла модель 4540.
Грузовик со сдвинутой вперёд квадратной кабиной, большими лобовыми стёклами, разделенными тонкой перегородкой, напоминал гигантского удивлённого головастика, неспешно ползущего по дороге. Она предусматривалась для сельской местности, а потому лишилась спальника. Ярославский дизель выдавал 75 км/ч. Машина имела хорошую проходимость – лезла по бездорожью, пока не скручивались слабые карданы. Слабой оказалась и рама. КАЗ дали последний шанс: 4540 пошла в серию, но безуспешно.
Получив независимость, Грузия поняла: "Колхида" была нужна только СССР с её плановой экономикой. Завод кое-как проковырялся до нового века и затих. Переговоры с мировыми автопроизводителями результатов не дали. Похоже, всему миру известно: чтобы не производилось на КАЗ, все равно получится "Колхида".