Безусловно «Нива» стала легендарным автомобилем, который пользуется успехом с самого начала своего выпуска по нынешний день. Для многих водителей «Нива» стала любимцем не столько за свою компактность, сколько за свою проходимость, надёжность и простоту в обслуживании. «Нива» своим ходом без посторонней помощи смогла покорить высоту в 5726 метров – машина покорила высоту в Гималаях, побив рекорд английского «Land Rover». «Нива» так же трудилась в Антарктиде на протяжении 15 лет – 120 тысяч километров «пробежала» обычная «Нива» в арктических условиях, без каких либо дополнительных подготовок. Полярники даже написали благодарственное письмо на АвтоВАЗ, за качественную продукцию завода.
«Нива» нашла своих поклонников не только в Советском союзе, но и странах Европы, Австралию, Канаду и Индию. Для иностранцев «Нива» сочетала в себе не только вездеходные качества, но и относительно малую стоимость автомобиля – для иностранца это был маленький брутальный автомобиль с мужским характером и безудержной проходимостью. За рубежом множество компаний занимались тюнингом отечественного внедорожника, выпуская для своих потребителей такие проекты как Niva iKRA и Niva California.
Но время идёт, автомобили меняются, совершенствуются – «Нива» так же не осталась в стороне. АвтоВАЗ пытался доработать «старушку» на протяжении всего времени выпуска, сделать автомобиль надёжнее, мощнее и комфортнее. Если мы не будем принимать во внимание Chevrolet Niva, то на наш взгляд это заводчанам удавалось дважды: в 2009 году когда дочернее предприятие АвтоВАЗа ПАО «Бронто» выпустило модель «Рысь» и в 2014 году когда в свет вышла модель «Urban». Стоит отметить проект Lada 4*4 Vision, который впрочем таки не вышел в серию, хотя дизайн для новой машины был замечательный.
Но многие видят обновлённую «Ниву» совсем по другому, отринув угловатый силуэт «старушки» - известный дизайнер Денис Понятов, предлагавший уже два варианта изменений для Lada Vesta, представил в 2019 году своё видение как должна выглядеть новая «Нива». Проект получил название Lada California и тут скорее всего идёт посыл к Niva California фирмы Deutsche Lada выпускавшейся с 1981 по 2009 годы.
Сразу бросается в глаза то что автомобиль остался трёхдверным, как и классическая «Нива», но современный фирменный стиль АвтоВаза был задействован в проекте - «Икс» похоже надолго закрепился в образах новых отечественных машин. Судя по дизайну новый проект «Калифорнии» не потерял свои «вездеходные» корни – высокий дорожный просвет, большие колёса, короткие свесы и надеемся полный привод. Давно уже пора сделать «Ниву» с подключаемым задним приводом. Сама машинка немного «подросла» и стала выше и немного шире, нежели ВАЗ-2121. Большие фары, огромная панорамная крыша и немного футуристический дизайн кузова, чем-то напоминающий Range Rover Evoque.
Но к сожалению данный автомобиль пока так и остался дизайн-проектом, хотя на наш взгляд он имеет право на жизнь. Надёжная рама, мощный и надёжный двигатель, комфортный салон и минимум электронной начинки – в сочетании с красивым дизайном мы получим отличную замену «старушке». Ещё бы цена на данный образец не была бы выше 650, ну максимум 700 тысяч и Lada California нашла бы своего покупателя хоть в России, хоть за рубежом.