Найти тему

Что должно быть на этикетке пищевого продукта?

Оглавление

В России и странах ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) действует Технический регламент Таможенного союза 022/2011, в котором описывается, как должны маркироваться пищевые продукты, и какая информация должна быть на этикетке обязательно.

Несоблюдение этих требований может означать, что производитель может также легкомысленно относится к другим нормам (например, при транспортировке или гигиенические нормы или нормы хранения).

Что должно быть на этикетке пищевого продукта обязательно?

1. Наименование пищевой продукции

  • Названия прописаны в Техрегламента на отдельные виды продукции: например, 024/2011 масложировая продукция, 040/2011 рыбная.
    Наименование должно соответствовать продукту, то есть это настоящее название, например, «плавленный сыр» спред растительно-сливочный, рыбное кулинарное изделие, а не просто «Дружба» или «Поцелуй любимой женщины». О придуманных названиях можно почитать
    здесь.
Наименование продукции – плавленный сыр
Наименование продукции – плавленный сыр
  • Надо указывать информацию о физических свойствах и (или) специальных способах обработки пищевой продукции (восстановленная, копченая, маринованная, молотая, обработанная ионизирующим излучением, сублимированная пищевая продукция и подобная информация о ней), если отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителя (приобретателя).
  • Не допускается в наименовании пищевой продукции указывать компоненты, если они или продукты их переработки не входят в состав пищевой продукции.
  • Ароматизатор допускается включать в наименование пищевой продукции с использованием слов: со вкусом и (или) с ароматом.
  • Может быть указано выдуманное название продукта (но это не обязательно), например, «Обыкновенное чудо».

2. Состав пищевой продукции

  • Входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства.
  • Составные компоненты (состоящие из двух и более компонентов) указываются полностью как перечень всех компонентов, входящих в состав такого составного компонента, или указывается составной компонент с дополнением к нему в скобках компонентов в порядке убывания их массовой доли.
    Это причина длинных составов.
  • Если массовая доля составного компонента составляет 2 и менее %, допускается не указывать входящие в него компоненты, за исключением пищевых добавок, ароматизаторов и входящих в их состав пищевых добавок, биологически активных веществ и лекарственных растений, компонентов, полученных с применением ГМО и компонентов.
  • В случае содержания в пищевой продукции компонентов, массовая доля которых составляет 2 и менее %, допускается указывать их в любой последовательности после компонентов, массовая доля которых составляет более чем 2%.
  • При наличии в пищевом продукте ароматизатора маркировка состава должна содержать слово «ароматизатор(ы)». Придуманное название пищевой продукции в отношении ароматизаторов в составе пищевой продукции допускается не указывать.
    Можно: Ароматизатор со вкусом малины, ароматизатор малина.
    Нельзя: Ароматизатор «Нежно собранная ласковыми пальчиками малина без червей».
  • При наличии пищевой добавки в составе пищевой продукции должно быть указано функциональное (технологическое) назначение (регулятор кислотности, стабилизатор, эмульгатор, другое функциональное (технологическое) назначение) и наименование пищевой добавки, которое может быть заменено индексом пищевой добавки согласно Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (Е).
    Пример: консервант бензоат натрия ИЛИ консервант Е211.
    Если пищевая добавка имеет различное функциональное назначение, указывается функциональное назначение, соответствующее цели ее использования.
    Пример: краситель Е170 карбонат кальция ИЛИ антислёживающий агент Е170 карбонат кальция.
    Двуокись углерода, используемую в качестве компонента при производстве пищевой продукции, не требуется указывать в составе пищевой продукции при включении в маркировку пищевой продукции надписи «Газированная» или аналогичной.
Посмотрите, как производитель пытается избежать упоминания Е-добавок в составе: моно- и диглицериды жирных кислот – Е471, орто-фосфат натрия 3-замещенный – Е339iii, токоферол – Е307, концентрат смеси (возможно токоферолов) – Е306.
Посмотрите, как производитель пытается избежать упоминания Е-добавок в составе: моно- и диглицериды жирных кислот – Е471, орто-фосфат натрия 3-замещенный – Е339iii, токоферол – Е307, концентрат смеси (возможно токоферолов) – Е306.

Состав пищевой продукции не требуется указывать в отношении (пункт 7 части 4.4):

  • свежих фруктов (включая ягоды) и овощей (включая картофель), которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны подобным способом;
  • уксуса, полученного из одного вида продовольственного сырья (без добавления других компонентов);
  • пищевой продукции, состоящей из одного компонента, при условии, что наименование пищевой продукции позволяет установить наличие этого компонента. Чай, кофе и пр;
  • вещества, которые в процессе производства пищевой продукции удаляются из указанных в составе пищевой продукции компонентов и на последующем этапе технологического процесса производства добавляются в пищевую продукцию без превышения количества этих исходных веществ;
  • вещества, входящие в состав одного или нескольких компонентов и не изменяющие свойств пищевой продукции, содержащей такие компоненты;
  • технологические вспомогательные средства, используемые при производстве конкретной пищевой продукции;
  • вещества, которые входят в состав ароматизаторов или пищевых добавок в качестве растворителей, носителей вкусоароматических веществ.
    Пример: все ароматизаторы делаются на основе носителя. Это может быть пропиленгликоль, триацетин и др. Это можно не указывать!

Должны указывать следующие наиболее распространенные аллергены и их следы:

  1. арахис и продукты его переработки;
  2. аспартам и аспартам-ацесульфама соль;
  3. горчица и продукты ее переработки;
  4. диоксид серы и сульфиты, если их общее содержание составляет более 10 миллиграммов на один килограмм или 10 миллиграммов на один литр в пересчете на диоксид серы;
  5. злаки, содержащие глютен, и продукты их переработки;
  6. кунжут и продукты его переработки;
  7. люпин и продукты его переработки;
  8. моллюски и продукты их переработки;
  9. молоко и продукты его переработки (в том числе лактоза);
  10. орехи и продукты их переработки;
  11. ракообразные и продукты их переработки;
  12. рыба и продукты ее переработки (кроме рыбного желатина, используемого в качестве основы в препаратах, содержащих витамины и каротиноиды);
  13. сельдерей и продукты его переработки;
  14. соя и продукты ее переработки;
  15. яйца и продукты их переработки.

Продукты, не содержащие глютен, могут содержать знак ассоциации Европейского общества больных целиакией. Выглядит он так:

Предприятия должны получать лицензию у AOESC, чтобы использовать этот знак
Предприятия должны получать лицензию у AOESC, чтобы использовать этот знак

Все остальные маркировки не гарантируют того, что в продуктах не будут следы глютена. Например, такие маркировки:

Маркировки, не имеющие отношение к AEOSC
Маркировки, не имеющие отношение к AEOSC

Для пищевой продукции, содержащей в своем составе зерновые компоненты, после указания состава продукта допускается размещать надпись «Не содержит глютена», в случае, если не использовались зерновые компоненты, содержащие глютен или глютен был удален.

Маркировка ГМО, Е-продуктов, красителей, других аллергенов

  1. По закону нужно маркировать продукцию, если в продукции использовались компоненты, полученные с применением генно-модифицированных организмов. При этом закон не требует наносить надпись «без ГМО».
    ГМО
    безопасны и оправданы с точки зрения технологии, это мнение научного консенсуса. Об этом можно почитать в Кодексе Алиментариус.
  2. Сведения об искусственных красителях и Е-добавках.
    Е-добавки можно указывать как коротко (Е260), так и длинно «консервант уксусная кислота».
    По закону если в продукте есть такие красители, как азорубин Е122, желтый хинолиновый Е104, желтый «солнечный закат» FCF Е110, красный очаровательный АС Е129, понсо 4R Е124 и тартразин Е102, то должна наноситься предупреждающая надпись: «Содержит краситель (красители), который (которые) может (могут) оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей». Несмотря на то, что современные исследования
    не подтверждают связь красителей и внимания детей.
Например, как здесь.
Например, как здесь.

Всего 11 е-добавок из более чем 560 являются распространенными аллергенами:

  1. Е951 Аспартам
  2. Е962 Аспартам-ацесульфама соль
  3. Е220 Диоксид серы
  4. E221 Сульфит натрия
  5. E222 Гидросульфит натрия
  6. E223 Пиросульфит натрия (метабисульфит)
  7. E224 Пиросульфит калия
  8. E225 Сульфит калия
  9. E226 Сульфит кальция
  10. E227Гидросульфиткальция
  11. E228 Гидросульфит калия (бисульфит калия)

1 и 2 - подсластители некалорийные, 2-11 - консерванты.

По поводу аллергенов можно почитать здесь: «За кулисами комплексного исследования: 10 "основных аспектов" управления аллергенами». Мартин Кандиа, менеджер по продукции, Romer Labs®.

3. Если в безалкогольных напитках есть кофеин больше 150 мг/ л или тонизирующие травки в большом количестве, которое может вас тонизировать, то должна быть надпись: «Не рекомендуется употребление детьми в возрасте до 18 лет, при беременности и кормлении грудью, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, артериальной гипертензией». Это важная перестраховка!

4. Аналогично, если в составе есть сахароспирты такие, как ксилит, сорбит, манит и др, то должна быть предупреждающая надпись: Содержит подсластитель (подсластители). При чрезмерном употреблении может (могут) оказывать слабительное действие.

5. В случае использования аспартама и аспартама - ацесульфамата соли должна размещаться надпись «Содержит источник фенилаланина».

Причина: тяжелое заболевание фенилкетонурия, при которой у человека нарушен метаболизм аминокислот, в частности, аминокислоты фенилаланина.

Продукт содержит источник фенилаланина
Продукт содержит источник фенилаланина

3. Количество

Количество упакованной пищевой продукции указывается в маркировке этой продукции в единицах объема (миллилитрах, сантилитрах или литрах), массы (граммах или килограммах) или счета (штуках). При этом допускается использовать сокращенные наименования данных единиц. Массу или объем яиц, фруктов, овощей, продаваемых поштучно, допускается не указывать.

4. Дата изготовления

В зависимости от срока годности в «дате изготовления» указываются час, день, месяц и год (чем короче срок годности, тем подробнее дата и время изготовления). Для некоторой продукции можно ставить другие понятия, например, дата и время розлива, фасовки, год сбора меда.

5. Срок годности

Или «годен до». На тех продуктах, которые могут храниться очень долго, ставится также срок хранения.

Также указывают сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии), чтобы возможно было изъять всю партию в случае необходимости.

6. Условия хранения

Условия хранения установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки.
Например, «Хранить в сухом прохладном месте при температуре +2 градуса», «После вскрытия хранить не более 3 суток».

7. Наименование и местонахождение изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции

Место нахождения изготовителя пищевой продукции определяется местом государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. Если продукт импортный, то обязательно наименование и местонахождение импортёра.

Наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера.

ООО «REforma.Life», адрес юридический и фактический (могут не совпадать!)

ИП Тонкова-Кузнецова О.К., адрес юридический и фактический.

Если продукт импортный, то:

Название и адрес изготовителя (производителя): ... Название и адрес импортёра (у нас):...

Туда же принимаются и претензии.

8. Рекомендации и/или ограничения по использованию/приготовлению

Это не обязательная информация, но если приготовление пищевой продукции без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции, то производитель обязан это прописать.

Например, «Перед употреблением взболтать», «Не вынимать из пакета при приготовлении», «Остудить перед применением».

9. Пищевая ценность (часть 4.9)

Обязательны:

  • энергетическая ценность (калорийность) в Дж или ккал;
  • количество белков, жиров, углеводов в г или порции;
  • количество витаминов и минеральных веществ в расчете на 100 граммов или 100 миллилитров и (или) на одну порцию;
  • пищевая ценность ароматизаторов, жевательной резинки, кофе, природной минеральной воды, бутилированной питьевой воды, пищевых добавок, пищевой продукции в сыром виде (грибов, продуктов убоя продуктивных животных и птицы, рыбы, овощей (включая картофель), фруктов (включая ягоды), поваренной соли, пряностей, специй, уксуса, чая может не указываться;
  • должно указываться, если КБЖУ составляет 2% и более от средней суточной потребности взрослого человека, в иных случаях количество белков, жиров, углеводов и энергетическая ценность (калорийность) пищевой продукции могут указываться по усмотрению изготовителя;
  • витамины и минералы указываются, если добавлены в пищевую продукцию при ее производстве. Если их кол-во более 5% от суточной нормы взрослого человека, это МОЖЕТ быть указано (не обязательно);
  • суточные потребности определяются в соответствии с приложением 2 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза;
  • показатели указываются в маркировке такой пищевой продукции без учета ее дальнейшего приготовления.

Нюансы по пищевой ценности:

  • Показатели указываются в маркировке без учета дальнейшего приготовления пищи;
  • показатели пищевой ценности определяются изготовителем пищевой продукции аналитическим или расчетным путем;
  • могут применяться правила округления значений показателей пищевой ценности пищевой продукции в соответствии с приложением 3. Маркировка может дополняться надписью: «Средние значения»;
  • при определении содержания углеводов в пищевой продукции учитывается их количество, содержащееся в пищевой продукции (за исключением пищевых волокон) и участвующее в обмене веществ в организме человека, а также количество подсластителей-сахароспиртов;
  • при определении количества витамина А и провитамина А используется переводной коэффициент из расчета, что один микрограмм ретинола или ретинолового эквивалента соответствует шести микрограммам бета-каротина.

10. Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза

Это значок «ЕАС» – Европейско-Азиатский Союз. Его отсутствие говорит о нарушении. Знак может быть указан на разных языках (в зависимости от рынка сбыта).

-7

Могут быть указаны, но не обязательны:

  • придуманное название пищевой продукции: луковые кольца «Раввинские», слабосильная селедка «Как запах любимой женщины»;
  • товарный знак и сведения об обладателе исключительного права на товарный знак (Кока-Кола™);
  • наименование места происхождения пищевой продукции, наименование и место нахождения лицензиара (шампанское из Нового Света)
  • знаки систем добровольной сертификации;
  • Безалкогольные напитки, содержащие кофеин в количестве, превышающем 150 мг/л, и (или) лекарственные растения и их экстракты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, должны маркироваться надписью «Не рекомендуется употребление детьми в возрасте до 18 лет, при беременности и кормлении грудью, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, артериальной гипертензией».

За знания по пищевым технологиям, вдохновения в этой теме я бесконечно благодарю Ольгу Косникову – пищевого технолога.

Автор – Александра Порошина, нутрициолог, спортивный нутрициолог, автор статей, специалист по коррекции веса в центре «МОЖНО Есть».
Амбассадор сообщества и главный редактор 
REformaPRO/выпускница Школы REforma.LIFE. Материал создан для сообщества REformaPRO.