Статья написана Дежурным по ВПП:
Дезертирство постоянно наносило армии ДРА потери куда большие, чем боевые действия. По данным из открытых источников, которые мне удалось собрать:
- в 1980 году набралось 25 432 дезертира против 22 325 убитых, раненых и пропавших без вести; - в 1981 году дезертировал каждый пятый военнослужащий;
- в 1985-м было озвучено за прошедший 1984 год, что дезертировало до 35 тысяч солдат и до 650 офицеров из списочного «бумажного» состава ВС, который насчитывал в пределах 110 000 чел.;
- из 14-й пехотной дивизии в Газни в 1984–1985 гг. дезертировали две трети.
Дальше и вплоть до вывода советских войск из Афганистана потери от дезертирства только увеличивались и составляли от 1/3 от личного состава и больше.
Даже в элитных боевых частях — десантно-штурмовых войсках «Коммандос» — убыль личного состава от дезертирства в два раза превышала число убитых и раненых.
В округе Хост по прибытии по утру в пункт постоянной дислокации 666 дшп «К» наши советники командира и замполита полка получали данные за ночь о дезертирах. Сколько сбежало за ночь сарбозов. Уходили, в основном, по одному, редко небольшими группами. На дезертирство смотрели как на неизбежное зло, если солдат смылся без оружия, то и хрен с ним. Если с оружием – то это хуб нист (нехорошо), но что тут попишешь. Я что-то не припомню, чтобы кому-то из афганских командиров серьёзно прилетало за дезертирство во вверенных им подразделениях.
Казалось бы, куда бежать бедному сарбозу-таджику, -узбеку, -хазарейцу, а ведь они составляли основную солдатскую массу, из Хоста? Из блокады? Кругом сплошной Пуштунистан с воинственным племенами. Минуя их, на родину не пробраться, в Пакистан тоже.
Но бежали. Считали власть в Кабуле хуже, чем быть забритым в моджахеды? Не знаю, вероятно, пропаганда духов в вооруженных силах ДРА работала эффективней, чем об этом знали и докладывали.
На боевые действия с афганскими «Коммандос» мы - шурави выезжали в составе строго не менее 3-х человек. Иначе было нереально организовать охрану самих себя ночью. Шутки шутками, но риск, что дезертиры могут ночью тёпленькими упаковать, утащить и продать духам весьма ценный товар в лице советских офицеров, был.
Летом 1987 года все боеспособные части и подразделения Хоста бодались с духами в районе проходов в долину с горного массива на границе с Пакистаном, где располагалась крупная база моджахедов Джавара. По существу, таких проходов, способных пропустить не только пехоту, но и вьючный транспорт, было всего два.
Восточный проход в р-не н.п. Борихейль после армейской операции весной 1986-го года, когда удалось захватить Джавару, был прикрыт постоянными постами и заминирован «Охотой», которую установили при отходе наши подразделения спецминирования. Психологический эффект от спецминирования был потрясающим, туда не совались ни зелёные, ни духи даже год спустя.
У западного прохода в р-не н.п. Тани была развернута группировка сил гарнизона в составе подразделений 25 пехотной дивизии, 666 десантно-штурмового полка «Коммандос» и 2 пограничной бригады.
Для понимания привожу здесь карту, если это можно так назвать, из мемуаров Мохаммада Юсуфа— бригадного генерала, начальника афганского направления (управления — афганского отдела центра) межведомственной разведки Пакистана «ISI» в 1983-1987 годы.
Источник: http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/text_0080.shtml
Так называемая Карта No16 показывает оборонительные позиции духов при захвате Джавары в апреле 1986. По крайней мере, на ней видны описываемые мной ориентиры и основные проходы из Пакистана в р-не Джавары.
На 2-й пограничной бригаде я остановлюсь подробней, потому что она станет одним из основных объектов повествования. Этой бригаде было присвоено почётное наименование героической (гвардейской, по-нашему) за участие в Джаварской операции, командовал бригадой целый генерал-майор.
Обычно, пограничные бригады в составе ВС ДРА состояли из четырёх батальонов, три линейных на постоянных пограничных постах и один батальон учебно-боевой в пункте постоянной дислокации, предназначенный для обкатки новобранцев, затыкания дыр в обороне объектов, выезда на боевые действия в составе группировок войск и проч. При средней укомплектованности личным составом войск зелёных в 40% от штатной (в провинциях, а не столице) численность батальонов в лучшем случае составляла ок. 100 чел.
Каким составом находилась 2 пбр на боевых действиях в р-не н.п. Тани округа Хост летом 1987 г., мне было неизвестно, в гости к ним не ходил, по крайней мере, не менее одного батальона с мелкими подразделениями обеспечения.
Итак, ничто не предвещало беды, группировка войск гарнизона прочно окопалась в долине на рубеже гор, постоянные обстрелы со стороны духов РСами никаких результатов им не приносили, за исключением докладов их руководству, что спонсорское американское бабло на борьбу с кафирами-шурави и их приспешниками в лице кабульского режима потрачено не зря.
Но как всегда, внезапно, как и бывает на боевых действиях, случилось ЧП гарнизонного… и даже всеармейского масштаба. Ночью весь личный состав 2 пбр, находящийся на боевых позициях, дезертировал к противнику. С оружием! Известие, скажем прямо, нетривиальное даже для того времени. Получалось, что дезертировала целая воинская часть, нет, соединение!
Продолжение следует.
Комментарий (не относится к тексту статьи)
Прошу читателей, если им интересно, конечно, что произошло дальше, поддержать меня (морально, разумеется)) в написании второй части статьи. Считаю, что данные события претендуют на вклад в историю ВС Афганистана, ничего похожего и даже упоминаний на эту тему из других источников мне до сих пор на просторах интернета не попадалось. Публикуется впервые.
Ну, и традиционно, ставьте знаки одобрения и подписывайтесь на канал.