Задание 1.
Проверим правильность выполнения домашнего задания.
Было задано.
1.Повторить все сведения о части речи "Причастие".
2. Сделать морфологический разбор причастия из стихотворения Николая Гумилёва: ... Искать увянувшие розы...
1.
Повторим все сведения о части речи "Причастие" по Таблице, в которой собраны все особенные черты этой части речи.
2.
Сделать морфологический разбор причастия из стихотворения Николая Гумилёва: ... Искать увянувшие розы...
I. Часть речи: причастие (признак предмета по действию, отвечает на вопросы: какие? Что сделавшие?)
Нач.ф. - увянувший.
II. Морфологические признаки.
1. Пост. призн.: соверш.в., перех. (Вин.п.), невозвр., Прош.вр., действит.
2. Непост.призн.: полн. ф., Вин.п., мн. ч.
III. Синт. роль: (Какие? Что сделавшие?) увянувшие - согласованное определение.
Задание 2.
Работа в тетради, напиши число, тему.
… число
Морфология. Части речи. Причастие. Причастный оборот.
*******
Рассмотрим две характерные особенности части речи"Причастие".
1.
Причастие может "переходить" в прилагательное. То есть, терять характерные признаки глагола, переставать обнаруживать признаки предмета по действию - вид, время, залог.
Такие прилагательные называют отглагольными прилагательными - произошедшими от причастия.
Например:
- блестящая на солнце поверхность озера (прич.). - блестящая мысль (прил.).
Слово "блестящая" произошло от глагола "блестеть". Но:
1. Поверхность (какая? Что делающая?) - блестящая на солнце - причастие.
2. Мысль (какая?) блестящая (переносное значение слова "отличная") - отглагольное прилагательное. /Произошёл переход из причастия в прилагательное.
Отглагольные прилагательные легко отличить от причастий: к ним нельзя задать вопросы глаголов.
*******
2. Причастие, соединяясь в предложении с другими словами, может выступать как причастный оборот.
Разбираемся, что это значит.
Причастие с другими словами в предложении могут вступать в два вида связи:
1. Причастие + существительное: опадающая листва. Слово "листва" - определяемое (главное) слово, оно определяет род, число, падеж причастия. Причастие "опадающая"в этом случае - зависимое от существительного слово.
2. Причастие + существительное: опадающая с деревьев.
Слово "опадающая" - определяемое (главное) слово, оно определяет род, число, падеж существительного. Существительное с предлогом "с деревьев" в этом случае - зависимое от причастия слово.
Таким образом, причастия в предложении могут быть как главными - определяемыми, так и зависимыми словами.
Если причастие в предложении имеет зависимое слово (зависимые слова) - существительные, местоимения, наречия, которые в предложении рассматриваются вместе с причастиями как одно целое, то это называется причастным оборотом.
Рассмотри Таблицу.
Запиши в тетрадь примеры причастного оборота из таблицы.
Задание 3. Закрепляем знания о причастии, используя стихи Игоря Северянина.
Прочитай стихи.
Деревня спит...
Деревня спит. Оснеженные крыши —
Развёрнутые флаги перемирья.
Всё тихо так, что быть не может тише.
В сухих кустах рисуется сатирья
Угрозья головы. Блестят полозья
Вверх перевёрнутых саней. В надмирье
Летит душа. Исполнен ум безгрезья.
В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, —
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»…
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
Выпиши из стихотворений все причастия и причастные обороты вместе с определяемыми их словами. К причастиям и причастным оборотам поставь вопросы.
Проверь себя.
Оснеженные (какие? Что сделанные?) крыши, развёрнутые (какие? Что сделанные?) флаги, перевёрнутых (каких? Что сделанных?) саней, исполнен (каков? Что сделан?) ум; переломлена (какова? Что сделана?) лапочка, отец, (какой? Что сделанный?) потрясенный минутою, дочери, (какой? Что сделавшей?) зарыдавшей от жалости.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание.
1. Прочитай стихотворение И. Северянина "Не более, чем сон".
НЕ более, чем сон.
Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон.
И больше ничего мой сон не содержал.
Но, потрясённый им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревоженно дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока.
2. Выпиши из стихотворения все причастия и причастные обороты вместе с определяемыми их словами. Сделай морфологический разбор причастия "взволнованный".
3. Повтори все сведения о части речи "Деепричастие" (12.Тема 9).
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
*************
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.