Найти в Дзене

32. Тема 29. Морфология. Части речи. Деепричастие. Деепричастный оборот.

Оглавление
Художник неизвестен.
Художник неизвестен.

Задание 1. Проверяем домашнее задание.

Было задано.

1. Прочитать стихотворение И. Северянина "Не более, чем сон".

2. Выписать из стихотворения причастные обороты вместе с определяемыми их словами. Сделать морфологический разбор причастия "взволнованный".

3. Повторить все сведения о части речи "Деепричастие" (12.Тема 9).

*******

Проверь правильность выполнения.

1.

НЕ более, чем сон.

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон.

И больше ничего мой сон не содержал.
Но, потрясённый им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревоженно дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока.

2.

... с девушкой (какой? Что делавшей?), стихи читавшей Блока; я (какой? Что сделанный?) потрясённый им, взволнованный глубоко; девушке (какой? Что сделавшей?), не позабывшей Блока.

Морфологический разбор причастия "взволнованный"

I. Часть речи: взволнованный - причастие (признак предмета по действию, отвечает на вопросы: какой? Что сделанный?)
Нач.ф. - взволнованный.

II. Морфологические признаки.

1. Пост. призн.: соверш.в., неперех., невозвр., Прош.вр., страдат.

2. Непост.призн.: полн. ф., Им. п., мужск. р., ед.ч. ч.

III. Синт. роль: Я (Какой? Что сделанный?) взволнованный глубоко - в составе причастного оборота - согласованное определение.

3.

Деепричастиесамостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие.

Деепричастия образуются от глаголов.

Деепричастие имеет грамматические признаки глагола и наречия и отвечает на вопросы что делая? что сделав? что сделавши?

Например:

Шёл, (как? Что делая?) спотыкаясь. Спотыкаясь - это добавочное действие к глаголу шёл.

Сказал, (как? что сделав?) засмеясь. Засмеясь - добавочное действие к глаголу сказал.

Задание 2. Работа в тетради, напиши число, тему.

число
Морфология. Части речи. Деепричастие.

-2

Задание 3.

Рассмотрим основные сведения о деепричастии.

Таблица "Общие сведения о деепричастии".

-3

Как видно - у деепричастия мго общего с глаголом и причастием. Ведь всё это - глагольные формы, относящиеся к действию.

Деепричастие - термин образован от словосочетания"причастное к действию".

Задание 4.

Рассмотрим характерные особенности части речи"Деепричастие".

1.

В большинстве деепричастий выделяется не меньше двух суффиксов.

Один из них - суффикс, при помощи которого образовано само деепричастие: -а (-я), -в, -вши, ши. Другой суффикс достаётся деепричастию от глагола, от которого оно образовано. Его называют - глагольный суффикс. Ведь деепричастие образуется от основы глагола, куда входит и суффикс.

Чтобы правильно выделить глагольный суффикс в деепричастии, нужно найти глагол, от которого оно образовано, выделить в нём глагольный суффикс и затем найти его же в деепричастии.

- бег-а-ть - бег-а-я; встреч-а-ть - встреч-а-я; встрет-и-ть - встрет-и-вши. (в корнях слов "встречать - встретить" наблюдается историческое чередование "ч/т").

*******

2.

Деепричастия, как и наречия, не изменяются -

не склоняются и не спрягаются. Поэтому и наречия, и деепричастия не имеют окончаний.

3.

Деепричастие, так же как и причастие, может "переходить" в другие части речи.

То есть, терять характерные признаки глагола, переставать обнаруживать добавочное действие по отношению к основному, главному действию, выраженному в предложении глаголом-сказуемым.

Во-первых, деепричастие способно переходить в наречие.

Таких наречий немного:

лёжа, молча, сидя, нехотя, не глядя, стоя, играя, не спеша, играючи, припевеючи, крадучись...

Некоторые из них закрепились во фразеологических оборотах: работать спустя рукава, жить припеваючи.

Не покладая рук работали в поле люди.

Он работал спустя рукава.

Как отличить деепричастие от наречия, производного от деепричастия?

Рассмотри таблицу.

-4

Отметь: когда деепричастие перешло в наречие, оно уже не обособляется запятыми.

*******

Во-вторых, деепричастие способно переходить в предлог.

Такие предлоги называются производными.

Рассмотри таблицу.

-5

Есть ещё предлоги, перешедшие из деепричастия: невзирая, спустя, включая, исключая, кончая...

Их определить можно таким же способом.

*******

4.

Частица НЕ с деепричастиями (как и глагол) пишется раздельно, но - пишется слитно, если без НЕ не употребляется.

ненавидя, негодуя ...

*******

5.

Деепричастие способно иметь при себе зависимые слова:

имя существительное, местоимение или наречие, то есть образовывать словосочетания:

- вытираясь полотенцем (дееприч. + сущ.);

любя его (дееприч. + местоим.);

- переписав аккуратно (дееприч. + нареч.).

*******

6.

Деепричастие, соединяясь в предложении с другими словами, может выступать как ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.

Рассмотри Таблицу.

-6

Как видно - деепричастный оборот - прямой родственник причастного оборота. Рассуждаем таким же образом, когда определяем деепричастный оборот.

Повторим для понимания:

Деепричастный оборот (Д.о.) — это деепричастие с зависимыми от него словами.

Как и одиночное деепричастие, Д.о. обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие.

Отвечает на вопросы: что делая? Что сделав? Что сделавши?

Деепричастный оборот может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

Услышав окрик, он вздрогнул от неожиданности.

Девочка, звонко смеясь, рассказывала о походе.

Они шли по улице, веселясь и играя.

Д.о. на письме ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЕТСЯ запятыми.

В предложении Д.о. является обстоятельством.

Если в предложении есть два однородных обстоятельства, выраженных деепричастными оборотами, между которыми стоит союз и, то запятая между оборотами не ставится

Они шли, играя в мяч и слушая музыку.

-7

Задание 5. Практическая работа.

Прочитай стихотворение замечательного советского поэта-лирика Эдуарда Асадова.

Эдуард Аркадьевич Асадов. 1923 - 2004.
Эдуард Аркадьевич Асадов. 1923 - 2004.

Они студентами были.

Они студентами были.
Они друг друга любили.
Комната в восемь метров —
чем не семейный дом?!
Готовясь порой к зачетам,
Над книгою или блокнотом
Нередко до поздней ночи сидели они вдвоем.

Она легко уставала,
И если вдруг засыпала,
Он мыл под краном посуду и комнату подметал.
Потом, не шуметь стараясь
И взглядов косых стесняясь,
Тайком за закрытой дверью
белье по ночам стирал.

Но кто соседок обманет —
Тот магом, пожалуй, станет.
Жужжал над кастрюльным паром их дружный
осиный рой.
Ее называли «лентяйкой»,
Его — ехидно — «хозяйкой»,
Вздыхали, что парень —
тряпка и у жены под пятой.

Нередко вот так часами
Трескучими голосами
Могли судачить соседки,
шинкуя лук и морковь.
И хоть за любовь стояли,
Но вряд ли они понимали,
Что, может, такой и бывает истинная любовь!

Они инженерами стали.
Шли годы без ссор и печали.
Но счастье — капризная штука,
нестойка порой, как дым.
После собранья, в субботу,
Вернувшись домой с работы,
Жену он застал однажды целующейся с другим.

Нет в мире острее боли.
Умер бы лучше, что ли!
С минуту в дверях стоял он,
уставя в пространство взгляд.
Не выслушал объяснений,
Не стал выяснять отношений,
Не взял ни рубля, ни рубахи,
а молча шагнул назад…

С неделю кухня гудела:
«Скажите, какой Отелло!
Ну целовалась, ошиблась…
немного взыграла кровь!..
А он не простил — слыхали?»
Мещане! Они и не знали,
Что, может, такой и бывает истинная любовь!

/1960 г./

Правда, очень чувственное и образное стихотворение! Они у него все такие! Почитай на досуге.

Найди и выпиши из стихотворения деепричастные обороты с определяемыми словами.

-9

Проверь себя.

Сидели, готовясь порой к зачетам; стирал, не шуметь стараясь и взглядов косых стесняясь; Могли судачить, шинкуя лук и морковь; застал, вернувшись домой с работы; стоял, уставя в пространство взгляд;

Шагнул молча - здесь слово МОЛЧА стало наречием: не обозначает добавочного действия, обозначает признак действия - как? Молча.

*******

Задание 6.

Закрепляем знания о деепричастии, делаем морфологический разбор слов, опираясь на Таблицу.

Рассмотри Таблицу.

-10

1. Сделаем морфологический разбор деепричастия из стихотворения Эдуарда Асадова.

... С минуту в дверях стоял он, уставя в пространство взгляд.

I. Часть речи: деепричастие (добавочное действие к основному действию, отвечает на вопрос:что сделав?).
Нач.ф. - уставить.

II. Морфологические признаки.

1. Пост. призн.: соверш.в., перех. (Вин.п.), невозвр., неизмен.

III. Синт. роль: стоял (что сделав?), уставя в пространство взгляд - является определяемым словом в дееприч. обороте - обстоятельство.

-11

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

1. Повтори все сведения о части речи "Деепричастие".

2. Сделай морфологический разбор деепричастия из стихотворения Эдуарда Асадова: ... Сидели, готовясь порой к зачетам...

-12

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Поддержать автора. Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.