Найти тему
Your Book

Внутри выдуманного мира: почему мы привязываемся к героям фильмов и книг

В очередной раз устроившись в уютном кресле и приготовившись к чтению книги, которая и так прочитана до дыр, я поймала себя на мысли о том, что рада встретиться со знакомыми героями, живущими на ее страницах. Несмотря на то, что количество наших «встреч» уже перевалит за 10 прочтений.

Именно из-за этой странной привязанности к вымышленным персонажам и появились фанфики: основной сюжет уже давно закончился, но нам все равно хочется возвращаться к героям именно этой истории. Даже если сама история уже ничего нового рассказать не может.

По этой причине многие люди не могут читать книги, конвейерно переключаясь с одной на другую, не делая между ними перерыва: мы ещё не готовы читать про новых героев, потому что не готовы отпустить уже полюбившихся старых.

Но почему у людей появляются такие эмоции по отношению к тем, кого даже не существует в реальности?

Наверное, каждый читающий человек может вспомнить книгу, которая настолько погрузила его в происходящее, что ощущения от чтения не то, чтобы были схожи с просмотром фильма, а превосходили его во много раз: картинки в голове настолько яркие и живые, что реальный мир отходит на второй план.

  • Такой эффект происходит из-за того, что наш мозг наивно воспринимает книжный вымысел за чистую правду и даже активизирует при прочтении те же участки мозга, которые бы работали, если бы вы готовились совершать все описываемые в тексте действия.

Нейробиолог Грегори Бёрнс проводил исследование, которое заключалось в том, что он и его коллеги сканировали при помощи томографа мозговую активность людей, читающих роман. Выяснилось, что для мозга одинаково переживается реальный чувственный опыт и вычитанный на страницах книги, особенно если повествование богато на описания.

Когда мы читаем о том, что главный герой, задыхаясь, убегает от толпы зомби, наш мозг думает, что мы убегаем вместе с ним. Точно так же для нашего сознания нет разницы, читаем ли мы о ком-то или приобретаем реальные социальные связи: наши эмоции по отношению к выдуманным героям интерпретируются мозгом как эмоции на реального человека, поэтому и несуществующие на самом деле отношения с персонажами мозг воспринимает за реальные.

  • Еще одна причина нашей привязанности к любимым героям — это эмпатия.

В реальной жизни нам часто приходится предугадывать намерения других людей и понимать их. Герои книг грустят и радуются, подозрительно себя ведут, что-то скрывают и просто общаются, прямо как люди в реальной жизни. Поэтому при чтении мы подсознательно применяем к вымышленным персонажам те же механизмы эмпатии, что и к окружающим нас реальным людям.

Причем почувствовать эмпатию к герою книги зачастую даже легче: ведь нам уже дают на всем готовеньком его мысли, чувства и бэкграунд.

-2

К слову, один из самых частых аргументов в пользу чтения — это «чтение же развивает эмпатию!». На самом деле, ученые до сих пор не могут решить, что первое: курица или яйцо . Точнее не могут определить – это чтение развивает эмпатию или просто люди, обладающие сильной эмпатией, сами тянутся к чтению, потому что любят читать о чувствах?

С эмпатией и привязанностью понятно. Но почему мы возвращаемся к любимым героям снова и снова? Ответить на этот вопрос нам помогут исследования нейробиолога Пола Зака. Этот человек изучал молекулы окситоцина и установил, что почти любой положительный социальный контакт вызывает выброс этого гормона.

Окситоцин — это, как известно, гормон счастья, который нам приятно получать. А, как мы уже выяснили, наш мозг не разделяет реального человека и вымышленного, поэтому выбрасывает в кровь гормон радости каждый раз, когда мы читаем о персонаже, которому эмпатируем. Вот почему нам хочется читать/смотреть именно истории о полюбившихся персонажах.

Итак, дорогой читатель, подытожим. Привязываться к героям фильмов или книг и пересматривать из года в год одни и те же любимые произведения с ними – это нормальная особенность нашего мозга, своеобразный задуманный природой баг сознания.

Ну а я желаю вам получать как можно больше гормона радости, в том числе и от взаимодействия с вымышленными героями.