В центре Пскова, в небольшом домике, с утра до вечера пахнет свежим хлебом. Здесь работает Язепс Юстс. Латышский пекарь бросил всё и переехал в Псков и ничуть не жалеет.
«Когда-то я даже не думал о том, чтобы жить за пределами Латвии. Но жизнь показала, что перемены бывают необходимыми», — рассказывает он. Его история о ремесле и поиске себя. Расскажем, как решился и почему Язепс сбежал в Россию.
«Мне нужно бежать… Ощущение было очень чётким »
Мысль о переезде в Россию пришла к Язепсу ещё в 2016 году, но тогда казалась нереальной. «Я молился, искал своё будущее. И в какой-то момент понял: мне нужно бежать. Тогда я ещё не знал, почему, но ощущение было очень чётким», — вспоминает он.
Окончательно он принял решение в 2022 году: «В Латвии стало трудно не только жить, но и просто оставаться самим собой. Я не мог видеть, как людей натравливают друг на друга. Мне стало ясно: пора».
Язепс несколько лет работал в Германии, знал язык, но понимал, что там он навсегда останется чужим. Сколько бы ты ни жил в Германии, ты всё равно приезжий. Так семья Юстс — Язепс, его жена Юлия и двое детей — переехала в Псков.
«Я знал, чем буду заниматься»
Вопроса, чем заниматься, не стояло. «Я вырос в пекарне: моя мама всю жизнь работала с тестом, а я с детства помогал. Пекарня — это моё призвание» — вспоминает Язепс. Сегодня он выпекает до 40 буханок в день. ГОСТы он использует не сегодняшние, а еще советские, поэтому и вкусно. Ассортимент постоянно растёт: помимо ржаного хлеба, он делает латышские пирожки, а в будущем хочет предложить покупателям хлебное мороженое.
Местные жители быстро полюбили псковскую пекарню с латвийскими корнями. Покупатели приезжают даже из соседних городов, а кто-то заказывает хлеб с доставкой в другие регионы России. «Особенно приятно, когда приходят люди из Прибалтики и говорят: «Такого хлеба мы не ели с детства»».
Главный принцип Язепса — всё должно быть настоящим: «Я не использую порошковое молоко, беру настоящее из местных хозяйств. Если на упаковке написано «молочный хлеб», то это действительно хлеб с молоком».
Что дальше?
Сейчас пекарня работает в небольшом помещении, но скоро расширится. «Люди приходят, заказывают, но я не всегда успеваю испечь столько, сколько нужно. Надо расти», — делиться планами пекарь. Дети Язепса тоже в деле: сын помогает в пекарне, а дочь пока учится, но всегда рядом, когда нужна помощь.
Язепс теперь живет счастливо и даже не думает возвращаться в Прибалтику. «Я чувствую, что всё сделал правильно. Здесь я нашёл дом и работу, которая приносит радость. А что ещё нужно человеку для счастья?»