В 2022 году издательство "Вече" запустило новую серию "Шпионы. Дело №...", в которую, по словам издателей, вошли (и ещё войдут) жемчужины советского шпионского романа - лучшие советские произведения «про шпионов», полные приключений, интриг и неожиданных сюжетных поворотов. Тут надо сказать, что все книги серии (их на данный момент – уже два десятка) являются переизданиями романов и повестей, вышедших в середине прошлого века. Многие из них долгие годы не переиздавались. И это не удивительно. Советский шпионский роман ведёт своё существование примерно с тридцатых годов. Временем пышного расцвета этого литературного направления были пятидесятые годы, примерно между смертью Сталина в 1953 году и выносом тела вождя из мавзолея в 1961-м.
В указанный период опасно нарастало противостояние двух мировых систем. Советский Союз, еще не оправившейся от потерь Великой Отечественной, переходил на мирные рельсы, первоочередной государственной задачей стало возрождение разрушенного народного хозяйства. Считалось, что стабильность в восстанавливающейся стране норовят подорвать лезущие к нам во все щели агенты Запада, поэтому необходима строжайшая бдительность и минимизация контактов с внешним окружением. Советский шпионский роман поддерживал и показывал именно такую картину мира. А когда эта картина изменилась, и «железный занавес» приподнялся, шпионский жанр перестал быть актуальным, и его, как я уже писал здесь в статье "Серая скала" Николая Автократова. Шпионская повесть, которая пугала детей", начали "задвигать под лавку". Хотя популярность книг "про шпионов" среди читателей была по-прежнему высокой.
Серия "Шпионы. Дело №...", стартовала авторским сборником "Под чужим именем" классика советского шпионского романа Виктора Семеновича Михайлова (1898 - 1973), который не понаслышке знал о работе органов государственной безопасности. В этот сборник вошли две остросюжетные повести: заглавная и "На критических углах". В триллере "Под чужим именем" (первая публикация - 1954 год) - советские пограничники задерживают парашютиста-связника западного разведывательного центра, перешедшего государственную границу с целью восстановить связь с глубоко законспирированным агентом. Контрразведчики используют схваченного связника, чтобы вычислить резидента, но тот начинает с ними собственную игру. Рискуя жизнью, майор Никитин ведёт расследование и находит путь к поимке резидента.
Во второй повести, вошедшей в сборник В. Михайлова - детективе "На критических углах" (первая публикация - 1957 год) - радист, принимающий очередную метеосводку, перехватывает шифрованную радиограмму вражеского передатчика. Становится ясно, что шпион скрывается среди военнослужащих авиабазы и у него есть прямой доступ к новейшей советской технике. Матёрый диверсант внедрился в одно из подразделений истребительной авиации, передаёт за рубеж секретную информацию и пытается завербовать одного из лётчиков. Расследованию чекистов и "вычислению" шпиона помогает замполит Комов. Следя за хитросплетениями детективного сюжета, читатель одновременно знакомится с реальными буднями советского авиаполка середины прошлого века, о которых рассказывает автор, прекрасно знающий реалии тех лет.
Составитель серии М. Хлебников в предисловии к книге Виктора Михайлова «Под чужим именем» (первой в серии «Шпионы. Дело №...») даёт объяснение огромной популярности отечественного шпионского романа в СССР в период с конца 1940-х до начала 1960-х: "Знаменитая фултонская речь Черчилля весной 1946 года являлась фактически объявлением войны Советскому Союзу, которая известна под названием «холодная война». Она привела к резкому размежеванию стран бывшей антигитлеровской коалиции, увидевших во вчерашних союзниках сегодняшних соперников: идеологических и геополитических. «Железный занавес» опустился тихо, без грохота орудийных залпов, но с последствиями не меньшими, чем при «классических» войнах. Советский Союз занимал в этой войне оборонительную позицию. Страна нуждалась в восстановлении и отдыхе. Даже создание социалистического блока из стран Восточной и Центральной Европы следует рассматривать не как экспансию, а как желание максимально отодвинуть нашу западную границу. Память о катастрофе лета 1941 года надолго поселилась в сознании как политического руководства страны, так и общества в целом.
Защитная реакция привела к идее автаркии – самодостаточного существования, сосредоточенности на решении внутренних проблем. Советский шпионский роман – один из ответов на эту потребность минимизировать контакты с внешним миром. С одной стороны, есть СССР-Космос – мир гармонии, красоты и порядка. С другой стороны, в наличии Запад-Хаос, единственная задача которого сводится к разрушению Космоса. Шпионы – агенты Хаоса – пересекая границу двух миров, не столько выполняют конкретно поставленное шпионское задание: выкрасть чертежи, взорвать мост, убить талантливого изобретателя, сколько самим фактом своего пребывания должны попытаться подорвать целостность Космоса. В этом отношении шпионский роман, в отличие от советской литературы 20–30-х годов прошлого столетия, отказывается от идеи экспансионизма, победного шествия мировой революции и выступает в качестве художественного обоснования модели добровольной изоляции, не только экономической или географической, но и духовной".
Виктор Михайлов был одним из самых читаемых и почитаемых авторов, работающих в шпионском жанре пятидесятых. Характерный образчик его творчества - повесть "Бумеранг не возвращается" (первая публикация - 1956 год). Враг, под маской прогрессивного журналиста пытается подобраться к академику Крылову, придумавшему способ резонансного уничтожения самолетов противника в воздухе. Шпион обманом соблазняет дочку академика Машу, но пособницей супостата девушка не станет. Неприятельским агентам мужественно противостоят отечественные силы безопасности.
Головоломный сюжет "Бумеранга" с неожиданными поворотами и переворотами, а также очень достоверно описанная автором игра врага на чувствах неопытной Маши, обеспечивали жадный интерес отечественных читателей к этому произведению. "Он поднял ее на руки, он целовал ее шею, глаза, губы… Она еще пыталась ему сказать что-то главное, важное, значительное, но, ответив на его поцелуи, — она забыла все, что хотела сказать. Она еще боролась с ним, но у нее не было больше сил для этой борьбы… Когда Машенька окинула взглядом стены комнаты, солнечного лучика не было, зайчик ушел, лишь ненадолго задержавшись на подоконнике, и в комнате стало без него сумрачно и грустно, Она облизнула языком пересохшие губы и попросила: — Пить…".
"Бумеранг не возвращается" издан в "Вече" в 2024 году в одной книге вместе с повестью Виктора Михайлова "Стражи Студеного моря" (1962), рассказывающей о том, как моряки-североморцы, пограничники береговых застав и простые советские труженики разрушают хитроумные шпионские планы западногерманской разведки, агенты который пытаются пробраться в СССР морским путём - с севера через Баренцево море - для того, чтобы заполучить спрятанный в годы войны архив абвера. Схватка воль и характеров происходит на фоне суровой северной природы Заполярья. Сокращённый вариант этой повести под названием "Чёрная Брама" (с иллюстрациями Г. Макарова) был опубликован в шестой книге альманаха "Мира приключений" в 1961 году.
У меня есть "Бумеранг не возвращается" издательства "Ад Маргинем" 2004 года (серия "Атлантида"). Эта книжка хороша тем, что в ней воспроизведены оригинальные рисунки из издания 1956 года, выполненные художником Георгием Макаровым, который часто и много работал с фантастическими и приключенческими текстами. Кстати, именно Макаров был постоянным иллюстратором книг В. Михайлова, выходивших в пятидесятые годы в серии "Библиотечка военных приключений" Воениздата. Я уже неоднократно отмечал в своих записях на Дзене, что хороший художник, адекватно визуализирующий литературный текст, внятно транслирующий его читателю, становится соавтором писателя, способствует росту популярности его произведений. А из нашего времени ретро-стиль автора Михайлова, дополненный ретро-стилем художника Макарова воспринимается максимально органично.
В 2023 году "Вече" выпустило в серии "Шпионы. Дело №..." ещё один сборник Виктора Михайлова с двумя его повестями, объединенными общим сюжетом и общими героями: "Слоник из яшмы" и "По замкнутому кругу". Спасибо издательству за внимание к творчеству писателя, но обратите внимание на тиражи книг серии - всего 800 экземпляров! Впрочем, вины издательства здесь нет: тиражи нынче печатают, ориентируясь на количество возможных покупателей, а характерная примета сегодняшнего времени - падение интереса к бумажной книге независимо от её жанра.
"Слоник из яшмы" и "По замкнутому кругу" - последние повести Виктора Михайлова, которые успели выйти при жизни писателя, скончавшегося в 1973 году. Они были выпущены под одной обложкой издательством "Детская литература" в 1972 году в авторском сборнике Михайлова с тем же названием: "По замкнутому кругу". Добавлю, что предыдущее переиздание этих повестей состоялось в 1994 году в книге Виктора Михайлова "Пирамида дает трещину". Двухтомник с восемью повестями писателя вышел в издательстве "АСПОЛ" в серии "Совершенно секретно" (см. обложки книг на фото чуть ниже). На всякий случай поясню, что повесть "Пирамида даёт трещину" - это не какое-то неизвестное произведение Михайлова, о котором я ничего не сказал, а просто ещё одно название повести "По замкнутому кругу" (1972).
В приключенческих повестях "Слоник из яшмы" и "Пирамида даёт трещину" по всему Советскому Союзу идет охота за Хельмутом Мерлингом (он же Чарльз Кофлин, он же Хуан Марио Альтемирано, он же Дж. О’Салливан) - агентом множества разведок, меняющим имена и обличья, преследующим единственную цель - причинить как можно больше вреда нашей стране. Читателей ждут погони, переодевания, выстрелы из-за угла... Опасный шпион будет разоблачён и пойман благодаря смелости и находчивости сотрудников КГБ. Кстати, в этой книге читатели снова встретят майора Никитина, знакомого им по ранней повести Михайлова "Под чужим именем".
Повести Виктора Михайлова, вышедшие в середине пятидесятых, были в тот период, как я уже писал выше, отлично востребованы, но в последующие годы, когда идеология осаждённой крепости за железным занавесом стала сдавать позиции, отечественный шпионский роман очутился в кризисе. Времена изменились (первые советские спутники, успехи в экономике, полёт Гагарина, оттепель, культурные достижения), руководство страны взяло курс на частичную открытость и диалог систем. В этой ситуации литература шпионского направления с её установкой на максимальную изоляцию от внешнего мира, являющегося хроническим источником угроз, перестала соответствовать духу эпохи. Соответствующую времени литературную тактику выбирает и писатель Михайлов, отказываясь от традиционного, привычного "шпионского романа". Он пишет документальную книгу "Повесть о чекисте", состоящую из двух повестей "Тайное наступление" и "Земля горит".
"Повесть о чекисте" вышла в 1965 году. Её герой, Николай Артурович Гефт, талантливый инженер, специалист по судовым двигателям, становится разведчиком. Заброшенный в захваченную Одессу в июне 1943, Гефт утверждает себя на Одесском судоремонтном заводе как знающий дело инженер и, проявляя повышенное служебное рвение, добивается неограниченного доверия оккупантов. Группа подпольщиков, созданная им на заводе, собирает разведданные и осуществляет диверсии на германских военных судах. Мины, замаскированные под куски угля, уничтожают немецкие корабли после тщательного ремонта, которым руководит "знающий дело" инженер. Николай Гефт - "свой среди чужих, чужой среди своих" - опасно балансирует меж двух огней - его в любой момент могут разоблачить оккупанты, и ненавидят люди, считающие предателем. В этих тяжёлых условиях Гефт проявляет исключительное мужество, смелость и находчивость. После освобождения Одессы майор Гефт командует диверсионной группой в Польше и там, в августе 1944 года, погибает....
Сокращённый вариант этой повести Виктора Михайлова под названием "РВ-204 уходит в полночь" в 1965 году вышел в антологии "Фронт без линии фронта". Позднее "Повесть о чекисте" была переработана писателем Рустамом Ибрагимбековым в киносценарий, и в 1969 году по нему на Одесской киностудии сняли одноименный фильм. Остросюжетную картину режиссёров Бориса Дурова и Степана Пучиняна с Лаймонасом Норейкой в главной роли посмотрели более тридцати миллионов советских кинозрителей. Кстати, в начале фильма герой, оставшись без связи, говорит сам себе: "Сейчас надо ждать и быть своим среди чужих, чужим среди своих...". Вот откуда эти слова, ставшие названием одной из ранних кинолент Никиты Михалкова!
Фильм "Повесть о чекисте" получился достаточно успешным, и в 1972 году появилось его продолжение с тем же героем под названием "Схватка". Теперь советский разведчик попадает в один из немецких портов, где испытывается новый тип подводной лодки "Вальтер". Его задача добыть и передать в Центр секретную документацию. Но сюжет этого фильма к документальному произведению Виктора Михайлова, по которому была снята картина "Повесть о чекисте", отношения уже не имеет...
Читайте в моём Дзене:
"Серая скала" Николая Автократова. Шпионская повесть, которая пугала детей
Сатирический шпионский роман "Нокаут" (1958) и его автор Олег Сидельников
Георгий Шилин. Прокажённые. История лепрозория. Книга и жизнь
Физики, клоуны и воздушные акробаты против абстракционизма. "В созвездии Трапеции" Николая Томана
Автор "Хоттабыча" Лазарь Лагин и братья Стругацкие
Забытый новосибирский фантаст: Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра
Уральский фантаст без даты смерти. Звёздный странник Семён Слепынин
Фантастическая повесть "Из железного плена" Георгия Ефремова. Новое прочтение. Новый автор?