Уральский писатель Семён Васильевич Слепынин (29.08.1924 - ??.??.2001), сто лет со дня рождения которого исполнилось в нынешнем году… Ещё один пример того, как уходят русские фантасты в никуда. Неизвестна даже точная дата смерти Слепынина, скончавшегося в 2001 году от рака. В сети не найти и его фото. Все сайты, рассказывающие о книгах или размещающие биографию Слепынина, тиражируют один и тот же снимок (чаще – обрезанную часть этого снимка), сделанный В. Кобловым в 1997 году на фестивале фантастики «Аэлита» в Екатеринбурге. В кадре – писатель Семён Слепынин рядом с фантастоведом и библиографом Игорем Халымбаджой (см. фото ниже).
Родился Слепынин 29 августа 1924 года в селе Ольховка. А вот в какой области находилось это село – тоже не ясно. По одним данным – эта Ольховка была в Курской области, по другим – в Курганской (в комментариях уточняют, что, скорее всего, в Курганской). В тридцатых годах вместе с родителями, которые завербовались на строительство «Уралмаша», будущий писатель переехал в Свердловск, здесь окончил среднюю школу (когда Семён отучился 9-м классе, началась война). Отсюда, после 10-го класса и ушёл: сначала - в артиллерийское училище, а потом - на фронты Великой Отечественной. Воевал в 311-м легком артиллерийском полку 22-й артиллерийской дивизии Резерва Главного командования и в 444-м артиллерийском полку 27-й артиллерийской дивизии. В августе 1944 года был ранен. Воинское звание - младший лейтенант. В 1948 году поступил в Уральский государственный университет имени А. М. Горького, где получил профессию журналиста. Четыре года работал в книжном издательстве, сотрудничал в «Уральском современнике» - альманахе, на базе которого возник журнал «Урал». Отзывался рецензиями на книги созвучных душе жанров – фантастические и приключенческие. В шестидесятые сам начал писать фантастику. Рутинная журналистика и литературный творческий труд, требующий свободного времени и личной свободы, совмещались плохо. Отработав 16 лет в газете «Красный боец» Уральского военного округа, Семён Васильевич ушёл на «вольные хлеба», жил на скромные литературные гонорары, в Союз писателей СССР так и не вступил.
Пишут, что Слепынин был человеком скромным и замкнутым. Возможно этим объясняется скудность биографических сведений. Даже люди, с которыми писатель общался, очень мало о нём знали. Одним из немногих, поддерживающих доверительные отношения с Семёном Васильевичем, был известный екатеринбургский исследователь фантастики В. И. Бугров. В своём послесловии к двухтомнику Слепынина, вышедшему в 1995 году в екатеринбургском издательстве "ГЛАГОЛЪ", он писал: "Большое впечатление произвёл на будущего писателя-фантаста роман А. Подсосова «Новый Гольфстрим», вышедший в Свердловске в 1948 году. Удивителен сам факт: в застойной идеологической провинции – и вдруг выходит фантастика! Это и впрямь впечатляло. Её и в столице-то издавали в те времена от силы по 2 – 3 книги в год… А в начале 60-х (время было такое: спутники, Юрий Гагарин…) Слепынин решился, наконец, попробовать в фантастике и собственное перо. Первая повесть – о приключениях на планете Ганимед, для которой Юпитер был солнцем – осталась недописанной: бросил, поскольку начал читать философскую литературу по кибернетике. Это-то чтение и натолкнуло на мысль о фарсанах…"
Первая публикация повести С. Слепынина «Фарсаны» состоялась в журнале «Уральский следопыт» (№№№1 – 3 за 1966 год), а в 1967 году она вышла отдельным изданием в Пермском книжном издательстве. И ту, и другую публикацию сопровождали прекрасные рисунки замечательного художника Юрия Ефимова.
Фарсаны - биороботы, созданные злым гением зурганского учёного Вир-Виана. Они ничем не отличаются от человека и способны воспроизводить себе подобных, незаметно подменяя людей точными копиями. Фарсаны неукоснительно выполняют заложенную в них программу Вир-Виана: внедриться в любое общество любой планеты и подчинить его себе, перманентно и безудержно распространяясь по всей Вселенной. И всё-таки люди планеты Зурган с трудом, но справляются с Урфином Джюсом и его деревянными солдатами, ой, простите, с Вир-Вианом и его фарсанами. Но одному из опасных андроидов, "четыреста десятому номеру", удалось уцелеть и скопировав бортинженера Рогуса, проникнуть в экипаж звездолёта, который направляется к Голубой планете (Земле) с дружественными целями.
Мужественный капитан корабля Тонри-Ро на подлёте к Солнечной системе догадывается, что трудолюбивый бортинженер - не человек. Понимая, что все члены экипажа уже "замещены" фарсанами и не являются людьми, Тонри Ро принимает героическое решение – спасти Голубую планету, не допустив порабощения землян. Пролетая над сибирской тайгой, Тонри-Ро взрывает свой корабль. И - вот она, Тунгусская катастрофа, которую многие отечественные и зарубежные фантасты (А. Казанцев, А. и Б. Стругацкие, Ст. Лем, М. Семёнов, О. Ларионова, А. Бушков, Дж. Роллинс и др.) так или иначе неоднократно обыгрывали в своих произведениях...
Вторая повесть Слепынина "Звёздные берега" сначала (под названием "Звёздный странник") была опубликована в свердловской газете "На смену!", а потом - в "Уральском следопыте" (№№ 10-12 за 1974 год). Отдельным, основательно переработанным автором, изданием она вышла в 1976 году в Свердловске.
В повести "Звёздные берега" писатель Слепынин смело заглянул вперёд. Я сейчас говорю не о прекрасном, счастливом и ярком будущем Земли и землян, которое он описывает. Удивляет, насколько провидчески автор выстроил технократический проект "Абсолют", который противостоит человечности. Абсолют - это самообучающийся искусственный интеллект, которому властители планеты Харда передали контроль над всеми сферами жизни. Электронный супермозг взял на себя тотальное управление сверхгородом, которым постепенно становится вся планета. Человек превращается в этом кибернетическом мире всего лишь в бездумный и ненужный придаток системы.
Абсолют научился упаковывать сознание людей в информационные ячейки. Слова "оцифровка" писатель Слепынин ещё не знает, но процесс описывает точно. Пресыщенным и отупевшим обитателям Харды предлагается бессмертие. В одну ночь Абсолют переводит всех жителей планеты в "цифру", на этом их биологическая жизнь заканчивается. "Бунтовать некому. Тишина, покой тотальности... Попутно решена проблема безработицы". Нужные специалисты при необходимости вызываются из небытия овеществлением наследственной информации. Наступает эра Абсолюта. Оцифрованные, лишённые свободы воли человеческие песчинки (песчинки - в прямом, кстати, смысле) пребывают в полном его подчинении. Абсолют, строящий так называемую Вечную Гармонию, постоянно совершенствуется, постигая тайны квантовой механики. Он уже умеет перемещать своих агентов в любую выбранную точку времени и пространства. В планах этой "чудовищной, нечеловеческой, поистине сатанинской силы" - порабощение Земли и дальнейшая галактическая экспансия с целью установления вселенской Вечной Гармонии.
В повести "Звёздные берега" Абсолют захватил корабль землян, "оцифровал" командира, забросил главного героя, космонавта Сергея Волошина, на Харду, в город Электронного Дьявола, где поэтов, композиторов и "прочих художников" в административном порядке отправляют на принудительные работы, предполагая использовать Сергея в дальнейшем как агента-провокатора. Пройдя тяжёлые испытания и преодолев фантастические трудности, Волошин с помощью сильного знаниями человечества будущего всё-таки пресекает экспансию Абсолюта. В финале повести объединённый звёздный флот землян и других дружественных цивилизаций устанавливает вокруг Харды мощную энергетическую сферу, прочно и навсегда изолировав "враждебное всему живому кибернетическое логово" Абсолюта.
В 1976 году выходит рассказ С. Слепынина "Тини, где ты?" о девочке из будущего, которую случайно встречает у таёжного озера герой. Эта небольшая лирическая зарисовка тоже первоначально была напечатана в свердловской газете "На смену!", а затем - в сборнике "Поиск - 80", составленном из приключенческой и фантастической прозы уральских писателей.
Повесть Слепынина "Второе пришествие" публикует в 1978 году литературно-художественный свердловский журнал "Урал" (№№ 6, 7, 8). В не очень отдалённом будущем на Земле объявляется некий "чудотворец", считающий себя Иисусом Христом, снова вернувшимся на Землю. Он традиционно ходит по воде, оживляет, исцеляет, проповедует... Дам слово В. Бугрову: "Парадоксально, но пребывание в качестве бога, пусть и непризнанного, порождает в нём сомнение в самой необходимости данной версии существования бога. Узнав, о собственном внеземном происхождении, этот пришелец-разведчик из инозвёздного мира с нескрываемым облегчением отказывается от возложенной на себя роли и охотно помогает учёным разоблачать собственные "чудеса".
В 1982 году журнал "Уральский следопыт" (№№ 6 и 7) публикует повесть Семёна Слепынина "Мальчик из саванны", позднее вышедшую в антологии "Поиск-83". В 1985 году под этим названием в Свердловске выходит авторская книга Слепынина с двумя повестями - "Звёздные берега" и заглавной. Книгу оформлял художник П. Ершов, внутренних иллюстраций в ней нет. А вот в "Уральском следопыте" повесть "Мальчик из саванны" иллюстрировала Евгения Стерлигова, рисунки которой всегда становятся прекрасным дополнением к фантастическим мирам писателей, с произведениями которых она работает.
Космо- и времяпроходца Ивана Яснова в повести Слепынина "Мальчик из саванны" забрасывают на 38 тысяч лет назад, в каменный век. В момент, предшествующий гибели десятилетнего кроманьонца, Яснов должен вмешаться и спасти мальчика от смерти, переправив его в свой мир, являющийся для маленького дикаря непредставимо далёким и непонятным. У Сана, так зовут первобытного мальчишку, есть дар - чувствовать и слышать окружающую природу. Сможет же ли он адаптироваться в гравитонном веке и стать полноценным членом общества прекрасного будущего? Ясное дело - сможет! Сану помогут наши добрые, духовно богатые, терпеливые и прекраснодушные потомки, он справится, он талантлив, он - художник. Он преодолеет пропасть в тридцать восемь тысячелетий!
В 1991 году "Уральский следопыт" (№№ 10, 11, 12) публикует журнальный вариант нового романа Семёна Слепынина "Сфера Разума". Книжным изданием роман выходит в 1995 году во втором томе двухтомника С. Слепынина издательства "Глаголъ". В этой книге писатель демонстрирует новые грани своего фантастического таланта, изображая ещё один, максимально необычный вариант будущего. На этом творческом этапе Слепынина интересуют уже не кибернетические изыски и возможности, а морально-духовная сфера бытия. В.Бугров пишет: "На очередном витке своего развития земляне, целеустремлённо и основательно поработав над возрождением почти выдохшейся планеты, не только давным-давно вынесли в космос вредные для неё производства, они и города свои как бы "выключили" из облагороженно-первозданной природы. И та, одухотворённая, немедленно откликается на эти усилия - и поистине оживает: вплоть до появления фей, водяных, русалок и иных сугубо фольклорных персонажей".
Биотехнологическая Сфера (разумная окружающая среда) в романе производит всё необходимое для человечества. С людьми Сфера общается телепатически, а ещё (поскольку очень "одухотворённая") извлекает из своих информационных недр и материализует исторических, сказочных и литературных персонажей. Материализуя добрые образы, она, для поддержания равновесия, вынуждена материализовывать и злые. Хорошие живут в настоящем, а плохие – в доисторическом прошлом, где они образовали странный замкнутый мир.
В 2023 году режиссёр и художник-мультипликатор Алексей Евдокимов снял по мотивам романа "Сфера разума" Семёна Слепынина анимационный сериал "Сфера". Насколько мне известно, существуют три эпизода, а как их посмотреть, соображайте сами.
Возможно, наблюдая непростые изменения в окружающей действительности, фантаст Слепынин стал ощущать, что описываемое им будущее слишком безоблачно, поэтому свой последний роман "Паломники бесконечности" он посвятил тревожным размышлениям о гипотетических проблемах цивилизации, "освободившейся от пут технологии". Главы из этого романа под общим названием "Пастушья свирель" публиковались в журнале "Уральский следопыт" (№№ 3-6, 10-12 за 1996 г.).
В полном объёме роман вышел за год до смерти автора в составе трёхтомника Семёна Слепынина в издательстве "Центрполиграф" в 2000 году (серия "Классическая библиотека приключений и научной фантастики").
Аннотация к роману "Паломники бесконечности" гласит: "В плавание по звездному океану на светлом фрегате отправляются герои романа Капитан, Старпом и Художник. Команда, состоящая сплошь из головорезов, поднимает бунт, цель которого — захватить фрегат и заняться разбоем. Но корабль засасывает Черная Дыра. Экипаж превращается в бесплотных духов. Где, в каких мирах, в каких тысячелетиях доведется им обрести покой?".
У меня этой книги нет, поэтому приведу восторженный отзыв о ней из статьи Я. Сомова о С. Слепынине в ещё одном, микротиражном, издании романа: "Последняя книга "Паломники бесконечности" является вершиной творчества автора, это феерия, не только космическая, но и духовная. Данный роман, без сомнения, квинтэссенция всего творчества Семёна Васильевича, всех его мыслей, его переживаний и выводов. И у него это получилось великолепно! Попытка с чем-то сравнить эту книгу окончилась неудачей, лишь лёгкой дымкой булгаковский "Мастер и Маргарита" проникает в размышления".
Хочу отметить, что конец 80-х - начало 90-х - это период, когда писатель Слепынин работал, используя накопленный немалый опыт и полную меру своего литературного таланта, но вы же знаете, какое это было время... И снова я не о том, что сразу приходит в голову - не о повседневных будничных житейских трудностях. Я - о катастрофически многоводном потоке переводной фантастики самого разного пошиба и качества, хлынувшей в нашу страну, захватившей в плен читателя и поставившей отечественных фантастов в тяжелейшее положение. Конкуренцию с самопальными переводами, издаваемыми порой без редактуры и корректуры, не все выдерживали. А Слепынин, несмотря на возраст и болезни, всё же писал...
Вспоминающие о Слепынине часто характеризуют его как нелюдимого и необщительного человека. Я с Семёном Васильевичем никогда не встречался, возможно, он и вправду был таким. Для себя объясняю его замкнутость тем, что писатель не совсем, не всецело, присутствовал в нашей, реальной действительности. В нескольких своих произведениях автор ведёт повествование от первого лица, то есть, как бы лично и непосредственно участвует в выдуманных событиях. Более того, в романе "Сфера разума" герой, которого учёные грядущего извлекают из 20 века и отправляют на разведку в непонятный мир оживших "дурных образов" - писатель-фантаст. Он там - француз, да ещё и находящийся в связи-симбиозе с личностью человека из будущего. И это подтверждает мою мысль о том, что писатель-фантаст Слепынин, создававший свои невероятные вселенные, был мечтателем, "звёздным странником" не от мира сего. Несмотря на свой пристальный интерес к кибернетике и физике, он всегда оставался фантазёром-лириком. Однозначно подтверждает это и сам Семён Васильевич Слепынин, когда, отвечая на анкету "УС", пишет: "Лучшие произведения фантастики - школа не только нестереотипного мышления, но и романтического, так сказать, "лирического" отношения к науке и природе..."
Читайте о фантастах Урала и Сибири в моём Дзене:
Приключенческая фантастика Юрия Шпакова
Уральский фантаст Исай Давыдов. Повесть "Девушка из Пантикапея"
Фантаст Исай Давыдов и его роман-эпопея "Я вернусь через 1000 лет"
Фантастическая повесть "Пленники пылающей бездны". Советский фантаст убил всех своих героев...
Фантастический роман "Два дня Вериты" Владимира Печёнкина про голую правду
Забытый новосибирский фантаст: Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра
Советская хронофантастика. Эрнст Бутин. Лицом к лицу
Фантастические "Истины на камне" писателя Геннадия Емельянова
Моё предисловие к "Кормчей книге" фантаста Геннадия Прашкевича