Когда-то, в школьные ещё годы, я прочёл роман Георгия Шилина "Прокажённые" (1930). Прошло много лет, в памяти осталось лишь самое общее впечатление от книги: неспешное развитие сюжета и пугающая тема, а конкретные детали подзабылись. Любопытный авторский приём: нарочито неторопливое, сдержанное повествование, которое вроде бы должно ослаблять заинтересованность читателя, и, одновременно, подробный, гипнотизирующий рассказ о загадочной и страшной болезни, о сломанных судьбах прокажённых, что интерес к произведению как раз подогревает. Обыденность жизни и смерти... Недавно эта книга (другое, конечно, издание) снова попала мне в руки, я начал перелистывать страницы и зачитался.
При новом, нынешнем, прочтении замедленность развития сюжетной линии уже не показалась мне недостатком романа. Неторопливое, доходчивое, проникновенное изложение событий, связанных с наводящим ужас заболеванием, позволяет читателю спокойно, без отвращения, погрузиться в реалии жизни степного лепрозория и его обитателей, населяющих в романе "здоровый" и "больной" дворы этого лечебного учреждения. Тут надо отметить, что события в книге происходят в двадцатые годы прошлого века, когда эффективное лекарство, своевременное применение которого приводит к полному выздоровлению заражённых проказой, ещё не создано...
Проказа или лепра (ещё одно название - болезнь Хансена), – хроническое инфекционное заболевание, являющееся одним из видов гранулематоза и вызываемое кислотоустойчивой палочковидной бациллой Mycobacterium leprae или. Mycobacterium lepromatosis. Болезнь поражает в основном кожный покров, периферические нервы, слизистую оболочку верхних дыхательных путей и органы зрения. Считается, что в Европу лепра была занесена войсками Александра Македонского из Индии примерно в 300 году до нашей эры. Особенно свирепствовала лепра в Европе и на Ближнем Востоке в средние века.
Автор романа "Прокажённые" Георгий Иванович Шилин (14.09.1896 - 29. 01.1938). родился на Северном Кавказе в городе Георгиевске, окончил городское училище, работал конторщиком, разносчиком газет, помощником продавца. Был рассыльным в северокавказской кадетской газете "Терек", здесь его литературные способности заметил и поддержал сотрудник "Терека" Сергей Миронович Киров, порекомендовавший принять юношу на корреспондентскую должность.
В 1915 году Георгия Шилина мобилизуют и отправляют в город Алахцихе (Закавказье) в запасной полк. Потом был пулеметный полк в Ораниенбауме (нынешнем Ломоносове), а с 1916 года - германский фронт Первой мировой, окопы и бои... После февральской революции, в начале 1917 года, рядовой Шилин направлен в Иркутск, в школу прапорщиков. В этом же году в составе одного из запасных полков возвратился в Георгиевск. Сотрудничал в разных газетах, выпустил сборник стихов "Красное знамя". В гражданскую войну и начале двадцатых был редактором газет "Известия Георгиевского Совета" и "Красный Терек", печатался в ряде периодических изданий юга России, вёл работу разъездного корреспондента "Известий" и "Ленинградской правды", работал как очеркист и фельетонист, руководил в Георгиевске Центропечатью и Отделом искусств.
В 1928-м Шилин переехал в Ленинград и плотно занялся литературной деятельностью, поначалу совмещая деятельность прозаика с должностью разъездного корреспондента в вечерней "Красной газете". В 1929 году вышел его сборник рассказов "Страшная Арват", навеянный поездками по Азербайджану. Эту книгу о советской женщине, борющейся за новый быт, положительно оценил Максим Горький. В 1930-м в Ленинграде издан сборник повестей Шилина "Главный инженер", в 1931-м - повесть "Камо" о революционере Тер-Петросяне, а в 1934 - роман "Ревонтулет" (что на финском означает "полярное сияние", буквально - "лисий огонь"), рассказывающий о Карелии и лыжном рейде 1922 года отряда Тойво Антикайнена в тылы белофиннов. Первая книга романа "Прокаженные" (роман состоит из двух книг) вышла в Ленинграде в 1930 году, выдержав за короткий срок четыре издания. Работая над романом автор изучал медицинскую литературу, консультировался с ведущими специалистами в этой области и даже участвовал в работе съезда врачей-лепрологов. В 1930 году Георгий Шилин был принят в ряды Всероссийского Союза советских писателей, а в 1934-м стал членом Союза писателей СССР.
20 октября 1936 года писатель был арестован и осуждён на десять лет лишения свободы за то, что "ставил своей задачей свержение Советской власти и восстановление в СССР капиталистического строя". Отбывал наказание в Ухтпечлаге НКВД в Коми АССР. В лагере был осуждён вторично. Теперь Г. И. Шилин обвинялся в том, что являлся инициатором организации в лагере контрреволюционной группы, ставившей задачей подготовку вооружённого восстания. Постановлением тройки при УНКВД Архангельской области 21 декабря 1937 года обвинён по ст. 58-2, 10, 11 УК РСФСР и приговорён к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 29 января 1938 года. Место захоронения Шилина - лагпункт Новая Ухтарка. В 1956 году Георгий Шилин посмертно реабилитирован и восстановлен в правах члена Союза советских писателей.
Проказа заразна, "но не очень", - утверждает американский профессор Марк Кэмерон. Лепра передается воздушно-капельным путем из носа и рта. Кэмерон говорит, что случайные контакты, такие как рукопожатие, объятия или совместная трапеза, не приведут к распространению болезни. "Это требует тесного контакта с инфицированным и нелеченным человеком в течение длительного периода времени, недель или месяцев".
Замысел книги "Прокажённые" родился у Георгия Шилина после того, как он побывал в в лепрозории посёлка Терский Ставропольского края. Приехав навестить заболевшего проказой товарища, писатель был потрясен судьбами больных лепрой и реалиями их существования. Мысли о тяжёлой доле прокажённых не оставляли Шилина. Писатель решил составить книгу из художественных очерков, рассказывающих об истории вымышленного лепрозория, расположенного на отшибе в степи. Пишут, что собирая материал для романа, Шилин сам некоторое время жил среди прокажённых в Терском лепрозории, которым ведал доктор Гюберт. Позднее, уже находясь в Ленинграде, Шилин продолжал исследовать жизнь прокажённых, посещая лепрозорий "Крутые ручьи", расположенный в Ямбургском уезде (ныне - Кингисеппский район), примерно в двадцати верстах от станции Веймарн Балтийской железной дороги.
Любопытно, что в "Крутых ручьях" в 1910 году некоторое время жил другой русский писатель - Александр Степанович Грин - позднее ставший автором известных романтических произведений "Алые паруса", "Бегущая по волнам", "Блистающий мир". Но Грин приехал в лепрозорий не за тем, чтобы собирать материал для новой книги. Александр Степанович скрывался от полиции, преследующей его за революционные взгляды. Правда, в воспоминаниях жены А. Грина приводится другая версия: "Александр Степанович был всегда очень мнителен относительно здоровья, пугался малейшего заболевания. Боязнь же заболеть холерой обратилась у него почти в манию". Чтобы вылечиться от своих страхов, Грин в июле 1910 года отправился "Крутые ручьи", по фальшивому удостоверению поселился там под видом служащего по фамилии Мальгинов, якобы больного проказой, и провёл в колонии около месяца. Оказался Грин под Ямбургом благодаря дружеским отношениям с поэтом Леонидом Ивановичем Андрусоном и знакомству с его братом Владимиром Ивановичем Андрусоном - с 1908 года главным врачом лепрозория. Конечно же, искать писателя-революционера среди прокажённых тогда никому в голову не пришло... Но есть свидетельства, что Грин всё-таки использовал отдельные впечатления от пребывания в "Крутых ручьях" в своей повести "Колония Ланфиер" (1910) (обратите внимание на год выхода повести, совпадающий с годом пребывания Грина в "Крутых ручьях"). По этой повести на киностудии "Баррандов" в 1969 году был снят одноименный чехословацко-советский фильм. Никаких прокажённых в "Колонии Ланфиер" нет, зато в этом кино есть красивые и молодые Юозас Будрайтис и Зузана Коцурикова.
Кстати, место где находился Ямбургский лепрозорий - в нескольких десятках километров от моего города. Я посмотрел материалы, касающиеся истории лечебницы. В 1893 году в тогдашней российской столице - Санкт-Петербурге - по инициативе врача-венеролога профессора Оскара фон Петерсена было учреждено "Общество борьбы с проказой в Санкт-Петербургской губернии". Его задачей была организация "колонии для прокаженных, в которой больные могли бы найти убежище и надлежащий уход, занимаясь земледелием и скотоводством". Участок выбрали в самой глуши - на лесной даче "Плешский обрез". Поскольку это место принадлежало царской фамилии, за разрешением обратились к Александру III, и разрешение было дано. Активное участие в создании колонии принимал доктор Петр Прохоров, имя которого носит сейчас кингисеппская центральная районная больница. В лепрозории постоянно находилось несколько десятков больных (в 1902 году их было восемьдесят человек). Колония жила натуральным хозяйством: свое молоко, овощи с огорода. Её обитатели выполняли швейные, сапожные, плотницкие и столярные работы. Контакты между колонией и остальным миром начальство старалось свести к минимуму, но прокаженные часто появлялись в окрестных деревнях и торговых лавках. Сюда нередко приезжал представитель известной медицинской династии Александр Вишневский, работавший над докторской диссертацией "К вопросу о патогенезе и терапии проказы" Он пытался применить при лечении лепры исследования своего отца, изобретателя знаменитой заживляющей мази.
Заболевание возникает в результате поражения организма микобактериями лепры, попадающих на слизистую оболочку верхних дыхательных путей и травмированные участки кожи (воздушно-капельный, контактный пути передачи). Причиной возникновения лепры становится длительный контакт с инфицированным человеком или проживание в антисанитарных условиях.
Ещё один любопытный документ, касающееся ямбургской колонии прокажённых. 18 июня 1917 года журнал "Искры" (№23) разместил заметку под названием "Бунт прокажённых", в которой, в частности, сообщалось: "Министр внутренних дел извещен петроградским комиссаром о бунте прокаженных в Ямбургском уезде. Прокаженные разбежались из лепрозория и наводят панику на окрестных жителей. Как выяснилось, прокаженные считают насилием держать их в изоляции от общества при современной свободе. Поэтому они решили уйти на волю. Многие из них прибыли в Петроград и вызвали большое беспокойство и волнение среди населения, а другие уехали в Москву и в провинцию. Прибывшие в Петроград намеревались заявить исполнительному комитету Г. Думы и С. Р. С. Депутатов о своем недовольстве местной администрацией, а также о голоде и холоде, которые им, якобы, приходится терпеть в колонии...". Ветер февральской буржуазно-демократической революции вскружил головы даже прокажённым. Но вольница осталась в прошлом, в 1923 году Совнарком принял постановление о принудительной изоляции больных проказой. Самовольно покинувшим колонию теперь грозил суд. Правда, наказание было одно – все тот же лепрозорий.
Книге "Прокажённые" 2023 года издания предпослано обширное предисловие историка медицины Ксении Белик, обозревающее печальные деяния проказы в масштабах мира в целом и России в частности. В нём тоже есть упоминание о "Крутых ручьях" в Ямбургском уезде: "Со временем лепрозорий стал большим больничным центром, куда приезжали для изучения лепры инфекционисты. Не обходилось и без драм: молодой специалист из Петербурга пришел к ошибочному выводу, что разработал вакцину против лепры на ранней стадии. Он привил себе инфекцию для чистоты эксперимента, но разработки оказались ошибочными, после чего врач повесился".
О прекращении существования ямбургского лепрозория журналист Алексей Митрофанов пишет: "Все закончилось в 1941 году, и совершенно не понятно, каким образом закончилось. Есть две версии. По первой, когда враг подступал к Ленинграду, всех больных и весь персонал вывезли в Абинский лепрозорий (Краснодарский край). По другой, их не успели вывести, и фашисты просто-напросто всех расстреляли и сожгли. Нет ни свидетельств пациентов и врачей, благополучно обосновавшихся в Абинске, ни большого количества наспех закопанных трупов на месте "Ручьев".
Вернёмся к писателю Шилину. Как было сказано выше, первая книга его романа "Прокажённые" вышла в 1930 году и имела большой успех, вызвав неподдельный читательский интерес. А Георгий Шилин продолжил изучение истории и быта лепрозориев, приступив к работе над второй книгой романа. В то время он являлся, пожалуй, единственным советским писателем, заинтересованно и глубоко погрузившимся в атмосферу трудной борьбы с чудовищной болезнью, которую мужественно вели отечественные врачи. Написав роман о прокажённых, основанный на живых личных наблюдениях, автор ввёл в поле зрения советской литературы новую, ещё не исследованную художественно область реальности. В 1935 году вторая книга романа пришла к читателю. Окрыленный успехом, Георгий Иванович начал работать над черновиками третьей книги "Прокажённых". Он мечтал о поездках в союзные республики для изучения местных лепрозориев, активно интересовался новыми методами и средствами лечения проказы. Но продолжению романа не суждено было появиться…
Возбудитель проказы - палочка (бацилла) Хансена (Ганзена). Названа в честь врача из Норвегии, который открыл её в 1873–1874 гг. Это бактерия, устойчивая к кислотной среде, относится к микобактериям. Бациллу невозможно культивировать, пользуясь искусственными питательными средами, так как её развитие происходит только внутри клеток. Выделяют палочку Хансена из биологических соскобов. Если рассмотреть бактерии под большим увеличением, можно увидеть, что они похожи на пачку сигар, так как располагаются одна параллельно другой.
Книга "Прокажённые" состоит из глав, посвящённых судьбам прокажённых и событиям в жизни степного лепрозория. В одно целое их объединяют несколько сквозных персонажей и фигура основного героя - доктора Сергея Павловича Туркеева - главного врача лечебницы. Туркеев - истинный подвижник, к сорока восьми годам осознавший, что его жизнь летит с поразительной быстротой, и единственное, что её наполняет - беззаветная забота о прокажённых. Жена, ненавидящая занятие мужа, считающая его фанатиком, боится заразиться, забирает маленькую дочку и уходит от Туркеева. Доктор не отчаивается, ведь у него есть призвание - любимая работа и настоящие друзья. Сергей Павлович действительно отдаёт всего себя своему нелёгкому труду, однако он вовсе не фанатик. Автор показал своего главного героя очень добрым человеком, постоянно протирающим очки, называющим и мужчин, и женщин ласково - "батенька" и старающимся поддерживать в подопечных бодрость духа. Доктор искренне сочувствует пациентам, жалеет их, но, тем не менее, способен в нужный момент проявить уверенную твёрдость. Туркеев - прекрасный специалист, авторитетно управляющий вверенной ему лечебницей (у него тут самые широкие полномочия - он даже браки заключает), умеющий профессионально вести к выздоровлению своих больных. Конечно, не всегда поступки и решения доктора казались мне, читателю, однозначно правильными, но для того, чтобы разбираться в нюансах, надо рассказывать подробности, которые в мой обзор просто не влезают... Попробуйте сами открыть для себя эту любопытную книгу, не заскучаете.
В СССР было шестнадцать лепрозориев, сейчас в России их три. Реальное снижение остроты проблемы проказы наступило после Второй мировой войны, когда были найдены лекарственные средства против возбудителей лепры. Первый эффективный препарат для лечения проказы был синтезирован американским врачом Гаем Фаге в 1946 году. Отечественные медики, опираясь на мировой опыт, создали эффективные протоколы лечения лепры с действенными рекомендациями, случаи заболевания стали носить единичный характер. Лечение проказы остаётся непростым делом, но неизлечимой и смертельной эту болезнь более не считают.
Георгий Шилин в своём романе простым и ясным языком написал о сложном - о болезни и смерти, о надежде и безысходности, о семье и одиночестве, о жизни и любви... Книга, содержащая множество драматических сцен, побуждает к сопереживанию и размышлениям, не кажется устаревшей, "цепляет" читателя не хуже самых модных современных литературных произведений. И вот на что я хотел бы обратить особое внимание: при всей безрадостности общей темы автор каким-то неведомым способом наполнил книгу оптимизмом. Роман не вгоняет в депрессию, оставляя у читателя светлое послевкусие. Тем более, что заканчивается книга двумя свадьбами. Даже тремя...
А я, большой любитель фантастики, в этом, сугубо реалистическом, романе нашёл подходящий для себя абзац с размышлениями доктора Туркеева о палочке Ганзена, вызывающей проказу: "Задумаешься иногда над тайной этой удивительной бактерии и, знаете ли, в тупик станешь! Особенная она какая-то, не такая, не от мира сего. Не могла она возникнуть на нашей земле, под нашим голубым небом… Нет, положительно, проказа явилась к нам в гости с какой-то другой, страшной планеты. Во вселенной есть, вероятно, такие планеты – тёмные, мрачные, кишащие несчастьем и ужасом…".
Кстати, в фантастическом романе Петрония Гая Аматуни "Гаяна" страшная болезнь "арпел" (читай наоборот) свирепствовала на планете Гаяна, обитатели которой посещали Землю. См. мою запись "Фантаст-пилот Петроний Гай Аматуни и его "Гаяна".
Что ещё почитать в моём Дзене:
Георгий Мартынов - писатель-фантаст
Роберт Шекли. Моя беседа с фантастом, затерявшимся в будущем
Уральский фантаст Исай Давыдов. Повести "Девушка из Пантикапея" и "Он любил вас"
Фантаст Исай Давыдов и его роман-эпопея "Я вернусь через тысячу лет"
Писатель Юрий Олеша и Вселенная
Однажды мы с Прашкевичем... (1)
Однажды мы с Прашкевичем... (2)
Однажды мы с Прашкевичем... (3)
Однажды мы с Прашкевичем... (4)
Моё предисловие к "Кормчей книге" Геннадия Прашкевича
Советская фантастика и умножение способностей человека. "Пробуждение" Севера Гансовского