Найти в Дзене
АиФ Крым

Сбросили со счетов. В Крыму убрали терминалы анонимной оплаты за связь

Оглавление
   Сбросили со счетов.
Сбросили со счетов.

Недавно жители Крыма обнаружили, что терминалы, через которые можно внести оплату за мобильную связь, отказываются «поедать» купюры. Для кого-то неудобство было несущественным, поскольку терминал был одним из вариантов пополнения телефонного счета. Другие это восприняли почти как катастрофу.

Перешли на безнал

С 1 января вступило в силу Постановление правительства РФ «Об оплате услуг подвижной радиотелефонной связи посредством наличных расчетов». Смысл в том, что каждый, кто платит за мобильную связь, должен быть идентифицирован. А до недавнего времени любой человек мог оплатить наличными минуты не только на своем, но и на любом телефонном номере, не подтверждая личность.

Практическое воплощение постановления шло согласно плану-графику. И вот, добралось до Крыма.

Нововведение задумывалось как еще одна мера безопасности, еще одно звено противодействия дистанционным мошенникам. Хотя ранее, на стадии проекта, его критиковали. Например, IT-эксперт Артем Геллер в комментарии NEWS.ru отмечал, что преграда для злоумышленников — условная. Они, как и большинство жителей страны, пополняют телефоны с помощью электронных средств.

Многие ли оплачивали связь наличными? В прошлом году один из мобильных операторов выложил исследование на эту тему за пять лет. Оказывается, до 2019 года доля таких платежей составляла 16%. Но затем, во время пандемии ковида, начала снижаться, и дошла до 6%. Это в среднем по стране. Несущественный вроде бы процент...

В Крыму процент может быть выше, поскольку это регион с высокой долей пожилых людей. Из 1,9 млн крымчан около 460 тысяч составляют пенсионеры по возрасту. Безусловно, и среди них немало людей, пользующихся всеми преимуществами дистанционных услуг. Но их намного меньше, чем в других возрастных группах.

В докладе министра внутренней политики, информации и связи РК Альберта Куршутова в конце прошлого года было озвучено, что 98% крымчан имеют возможность пользоваться мобильной связью. Фактическое покрытие составляет более 70% всей площади региона. Здесь находится около 4,8 тысяч базовых станций. Планируется установка новых, в том числе и в маленьких населенных пунктах, где живет от 100 до 500 человек. Это значит, что Интернет там станет доступнее.

Другое дело, что многие пожилые люди не хотят приобщаться к «всемирной паутине» или считают, что не смогут это освоить. Да и телефонами пользуются самыми простыми, даже кнопочными.

И что делать?

Новые правила внесения оплаты за мобильную связь вроде бы объясняют, где теперь можно пополнить счет: в офисах операторов (салонах мобильной связи), в отделениях банков и почты.

В них абонент должен показать паспорт — после этого у него примут наличные и зачислят в качестве оплаты связи. Важная подробность — в постановлении правительства четко написано «по предъявлению паспорта». Сотрудник должен убедиться, что плательщик и владелец документа — одно лицо, переписать либо внести сразу данные в электронную базу. Копирование паспорта осуществляться не должно, аргумент: «так быстрее работать», несостоятелен.

Такие копии вместе с телефонными номерами — счастье для дистанционных мошенников, которые как раз и ищут жертв среди немолодых, доверчивых, неискушенных в хитросплетениях Интернета людей.

Как быть, если в селе нет ничего из перечисленного? 66 сельских поселений Крыма относятся к небольшим: в каждом живет от нескольких сотен до 1,5 тысячи человек. В них нерентабельно держать офисы мобильной связи и открывать отделения банков. Остается почта в своем или соседнем селе, куда люди все равно ходят или ездят за пенсией. Получается, надо во время таких визитов оплачивать и мобильную связь.

Заплатить можно картой в банкомате: она сама по себе идентифицирует плательщика. Но сейчас в Крыму это работает не во всех устройствах, не у всех банков вообще имеется такая услуга.

Если пожилой человек имеет банковскую карту, можно попросить родственников или доверенных лиц установить в телефоне приложение банка, которое позволяет настроить автоплатежи. Тогда ежемесячно, без участия пенсионера, будет перечисляться указанная им сумма на счет телефона.

Если карты нет (а многие ее и не получали), возможен вариант, когда на помощь придет молодое поколение родственников и просто возьмет на себя безналичное пополнение счета мамы, папы или бабушки с дедушкой. Оплачивать услугу мобильной связи для другого человека не запрещено, ведь данные плательщика в электронной системе отображаются.

Возможность перечислять деньги наличными через терминалы обещают вернуть — когда их оснастят устройствами для считывания QR-кодов. Повсеместно это случится не завтра, не через неделю или даже несколько месяцев.

Пользование обновленными терминалами потребует авторизации (или регистрации) на сайте Госуслуг, там потребуется сгенерировать QR-код и «предъявлять» его на терминале. Тут, видимо, большинству пенсионеров также потребуется помощь родственников.