Под аутизмом понимают группу психических расстройств, проявляющихся нарушениями коммуникации и повторяющимися, стереотипными действиями на фоне нормального интеллектуального развития либо при умственной отсталости. Может протекать при нормальном речевом и моторном развитии либо на фоне отставания.
В международной классификации болезней 10 -го пересмотра выделяются основные варианты течения данного заболевания:
-синдром Аспергера характеризуется нарушениями коммуникации и странностью поведения при сохранном интеллекте и речи. Сопутствующие неврологические расстройства, характерные для задержки речевого развития отсутствуют. Протекает на фоне нормального речевого развития.
-детский аутизм (синдром Канера) проявляется отставанием развития навыков коммуникации, качественными нарушениями общения; стереотипными, повторяющимися действиями. Протекает на фоне отставания речевого развития при сниженном или нормальном интеллекте. То есть детский аутизм может быть с умственной отсталостью или без умственной отсталости.
-атипичный аутизм характеризуется нетипичными проявлениями либо течением. Качественные нарушения коммуникации присутствует, но могут отсутствовать дополнительные симптомы. Может отсутствовать характерный для аутизма откат развития в раннем возрасте.
-синдром Ретта-редкое наследственное заболевание у девочек протекающее с умственной отсталостью и симптомами аутизма.
В международной классификации болезней 11 пересмотра аутизм находится в рубрике РАС — расстройства аутистического спектра.
Чем же может проявляется аутизм?
Аутизм в основном проявляется качественными нарушениями коммуникации и выраженными нарушениями поведения.
Примеры качественных нарушений коммуникации:
-«полевое» поведение, не обращает внимание на окружающих, не слышит и не видит их,
-нет зрительного контакта, отводит взгляд в сторону,
-не использует указательный жест в раннем возрасте, не обращается с просьбой, а пытается самостоятельно взять предмет,
-не использует речь при контакте при ее наличии, молчит, разговаривает в определенных ситуациях,
-для общения использует предметы, игрушки, жесты,
-повторение услышанного ранее или повторение вопроса вместо ответа,
-использование общения лишь для удовлетворения конкретных потребностей,
-не начинает общение первым, не проявляет инициативы при общении, разговаривает только при ответе на вопрос, может вообще не начинать разговор,
-не поддерживает начатый разговор, после ответа на вопрос не задает следующий,
- в диалоге говорит и рассказывает то, что интересно самому, игнорирует интерес собеседника.
Примеры нарушений поведения:
-стереотипное разглядывание предметов,
-махание руками в стороны, как «бабочка» на эмоциях,
-выкладывание предметов в ряд или в столбик,
-разглядывание предметов под определенным углом,
-повторяющееся кручение, верчение предметов в руках,
-использование одних и тех же продуктов в пищу,
-аутоагрессия;
-истерики, когда не дают желаемое или меняется привычный уклад жизни;
-склонность к привычному укладу жизни, когда все цепочки действий постоянны и не меняются;
-трудности и отказ в освоении новых навыков, фиксация на старых уже освоенных;
-трудности в формировании бытовых навыков;
-отказ участвовать в коллективных играх, занятиях;
-склонность к ритуалам и прочее…
Аутизм можно заподозрить очень рано еще до года. Тревожные симптомы: ребенок не смотрит в глаза, нет указательного жеста, нет эмоционального резонанса, склонен к фиксации на игрушке.
Ранняя диагностика важна, чем раньше поставлен диагноз, тем меньше будет дефект в дальнейшем.
Диагноз может поставить врач психиатр после очного осмотра.
Автор: Рычагов Михаил Николаевич
Врач-психотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru