Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Чем проявляется аутизм?

Под аутизмом понимают группу психических расстройств, проявляющихся нарушениями коммуникации и повторяющимися, стереотипными действиями на фоне нормального интеллектуального развития либо при умственной отсталости. Может протекать при нормальном речевом и моторном развитии либо на фоне отставания.

В международной классификации болезней 10 -го пересмотра выделяются основные варианты течения данного заболевания:

-синдром Аспергера характеризуется нарушениями коммуникации и странностью поведения при сохранном интеллекте и речи. Сопутствующие неврологические расстройства, характерные для задержки речевого развития отсутствуют. Протекает на фоне нормального речевого развития.

-детский аутизм (синдром Канера) проявляется отставанием развития навыков коммуникации, качественными нарушениями общения; стереотипными, повторяющимися действиями. Протекает на фоне отставания речевого развития при сниженном или нормальном интеллекте. То есть детский аутизм может быть с умственной отсталостью или без умственной отсталости.

-атипичный аутизм характеризуется нетипичными проявлениями либо течением. Качественные нарушения коммуникации присутствует, но могут отсутствовать дополнительные симптомы. Может отсутствовать характерный для аутизма откат развития в раннем возрасте.

-синдром Ретта-редкое наследственное заболевание у девочек протекающее с умственной отсталостью и симптомами аутизма.

В международной классификации болезней 11 пересмотра аутизм находится в рубрике РАС — расстройства аутистического спектра.

Чем же может проявляется аутизм?

Аутизм в основном проявляется качественными нарушениями коммуникации и выраженными нарушениями поведения.

Примеры качественных нарушений коммуникации:

-«полевое» поведение, не обращает внимание на окружающих, не слышит и не видит их,

-нет зрительного контакта, отводит взгляд в сторону,

-не использует указательный жест в раннем возрасте, не обращается с просьбой, а пытается самостоятельно взять предмет,

-не использует речь при контакте при ее наличии, молчит, разговаривает в определенных ситуациях,

-для общения использует предметы, игрушки, жесты,

-повторение услышанного ранее или повторение вопроса вместо ответа,

-использование общения лишь для удовлетворения конкретных потребностей,

-не начинает общение первым, не проявляет инициативы при общении, разговаривает только при ответе на вопрос, может вообще не начинать разговор,

-не поддерживает начатый разговор, после ответа на вопрос не задает следующий,

- в диалоге говорит и рассказывает то, что интересно самому, игнорирует интерес собеседника.

Примеры нарушений поведения:

-стереотипное разглядывание предметов,

-махание руками в стороны, как «бабочка» на эмоциях,

-выкладывание предметов в ряд или в столбик,

-разглядывание предметов под определенным углом,

-повторяющееся кручение, верчение предметов в руках,

-использование одних и тех же продуктов в пищу,

-аутоагрессия;

-истерики, когда не дают желаемое или меняется привычный уклад жизни;

-склонность к привычному укладу жизни, когда все цепочки действий постоянны и не меняются;

-трудности и отказ в освоении новых навыков, фиксация на старых уже освоенных;

-трудности в формировании бытовых навыков;

-отказ участвовать в коллективных играх, занятиях;

-склонность к ритуалам и прочее…

Аутизм можно заподозрить очень рано еще до года. Тревожные симптомы: ребенок не смотрит в глаза, нет указательного жеста, нет эмоционального резонанса, склонен к фиксации на игрушке.

Ранняя диагностика важна, чем раньше поставлен диагноз, тем меньше будет дефект в дальнейшем.

Диагноз может поставить врач психиатр после очного осмотра.

Автор: Рычагов Михаил Николаевич
Врач-психотерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru