Хотя поездки за рубеж не достигли доковидного уровня, они все же подросли. Для большинства россиян проверка у пограничника кажется рутинной процедурой: предъявил документ, получил штамп – и всё. Однако на самом деле работа сотрудников паспортного контроля куда сложнее.
Журналистка «Базы» пообщалась с сотрудником паспортного контроля одного из аэропортов Сибири, через который один из террористов теракта в «Крокус Сити Холле» попал в Россию.
После трагедии работа пограничников изменилась: ужесточились проверки, повысились требования к квалификации. В интервью обсуждались вопросы, может ли робот заменить человека, почему важны знания о радикальных течениях ислама и даже астрология.
Определение подделок: техника или человек?
«На первый взгляд может показаться, что технологии берут на себя основную работу, но это не так», – говорит сотрудник. Считыватели данных лишь переводят информацию с машиносчитываемой строки в базу, но не способны определить подлинность документа.
Документы защищены разными способами. Например, загранпаспорта на 5 и 10 лет имеют отличающиеся элементы защиты. Паспорт с десятилетним сроком действия оснащён поликарбонатной вставкой с повторным изображением владельца, которое проявляется под ультрафиолетом. Однако подделать можно даже такие сложные документы, и именно человек способен обнаружить несоответствия.
Экзотические паспорта и пластические операции
Сотрудникам паспортного контроля приходится запоминать множество документов. «Я выделил основные страны, через которые проходит наибольший пассажиропоток: Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Турция, Китай», – рассказывает специалист. Для менее распространённых стран используются электронные базы с описанием бланков паспортов.
Самыми защищёнными считаются паспорта Канады и Австралии. «Они имеют множество скрытых элементов защиты, видимых только под специальным освещением», – поясняет сотрудник.
Ещё одна сложность – изменения внешности. Операции на лице могут затруднить идентификацию. «Опытные контролёры с ходу замечают пластические операции, даже если они незначительны», – отмечает он. Если возникают сомнения, человека опрашивают, проверяют дополнительные документы. Некоторые пассажиры даже носят с собой справки о перенесённых операциях, чтобы избежать проблем.
Близнецы тоже вызывают вопросы. «Если мы впервые фиксируем, что ребёнок – близнец, делаем пометку в системе, чтобы в будущем не возникло путаницы», – объясняет собеседник.
Фальшивые документы и курьёзные случаи
Фальшивые паспорта – редкость, но поддельные свидетельства на возвращение встречаются. В таких случаях составляется протокол, материалы направляются в суд, который принимает решение о депортации. Иногда пассажиры пытаются обвинить пограничников в порче документа, как это случилось с гражданином Армении. «Он утверждал, что коллега оторвала страницу, хотя на записях с камер видно, что документ уже был повреждён», – вспоминает сотрудник. В итоге мужчину не впустили в страну.
Комичные случаи тоже бывают. «Часто мужья теряют паспорта, а потом кричат через весь аэропорт, чтобы жёны их вернули», – рассказывает он. Самый нелепый случай – пассажир, выбросивший паспорт вместе с бутылкой в мусорку.
Почему контроль невозможно автоматизировать?
Хотя технологии помогают в проверке, заменить человека пока невозможно. Машина не оценит выражение лица, не заметит волнения или несоответствия во внешности. Работа пограничников требует не только знаний, но и интуиции, которая формируется с опытом.
Таким образом, паспортный контроль – это не просто механическая проверка. Это сложная, ответственная работа, от которой зависит безопасность страны. И пока ни одна технология не способна полностью заменить живого специалиста.
Автомобильные и железнодорожные пункты пропуска – самые сложные. Они находятся непосредственно на границе, инфраструктура у них хуже, чем в аэропорту.
«Летом в аэропорту, когда +40, у меня кондиционер, есть кофемашина, холодильник, телевизор. А вот на автомобильном пункте жара такая же, но кабина с вентилятором, и сидишь не в комфорте, а в железном вагончике, где температура может доходить до +60», – рассказывает сотрудник пограничного контроля.
Паспорта младенцев и биометрия
Почему пограничники спрашивают ребёнка: «Это твоя мама?» Такое внимание связано с рисками похищения детей и их незаконного вывоза за границу.
«Как правило, если есть сомнения, пассажиров выводят из общего потока, подключаются сотрудники полиции, делаются запросы. Иногда выясняется, что ребёнка могли украсть и пытаются вывезти через границу», – поясняет специалист.
Опознать ребёнка по паспорту бывает непросто, ведь младенцы быстро меняются. Если малыш ещё не говорит, родители проходят опрос.
«Коллеги, которые давно работают, рассказали лайфхак: большинство взрослых без проблем называют дату рождения ребёнка, а вот если спросить знак зодиака – некоторые теряются», – делится сотрудник.
Биометрия в России пока используется в ограниченном формате. В основном – в Шереметьево, где стоят специальные кабинки.
«На практике оказалось, что возле этих кабинок всё равно работают три сотрудника: один перед кабиной, один за ней, а третий следит за процессом по камерам», – рассказывает специалист.
Контрабанда и досмотр самолётов
На автомобильных пунктах пропуска осмотры срабатывают чаще, чем в аэропорту. В воздушной гавани есть служба авиационной безопасности и таможня с собаками, так что провезти запрещённые вещи труднее. После прибытия рейса пассажиры выходят, выгружают багаж, а пограничники осматривают салон и багажные отсеки. «Смотрим, нет ли укрывшихся лиц, тайников или спрятанных грузов», – поясняет сотрудник.
Борьба с терроризмом
После теракта в «Крокус Сити Холле» пограничники стали уделять больше внимания гражданам из стран СНГ. Проверяют частоту пересечений границы, изучают документы. Некоторые люди пытаются обойти запреты на въезд, меняя имя. «Вот был гражданин Таджикистана Иван Иванов, у него запрет на пять лет. Он приезжает снова, но уже как Пётр Петров. Физически лицо одно и то же, но документы другие. Таких разворачиваем», – рассказывает сотрудник.
Важную роль играют поведенческие факторы и анализ информации в телефоне. «Обращаем внимание на соцсети, мессенджеры, историю поиска. Если есть подозрения, обычно что-то да находится», – говорит специалист.
Идентификация пассажиров
Перед каждой сменой пограничники проходят подготовку: знакомятся с рейсами, изучают образцы паспортов, проверяют себя в специальном тесте. «Есть 20-секундный видеоролик – на одной половине экрана показан человек, заходящий в кабину, на другой – 20 фотографий. Нужно быстро определить, кто на видео», – поясняет сотрудник. Ошибки случаются редко, но если кто-то не проходит тест, его не допускают к смене.
География имеет значение
Пограничники обязаны разбираться в особенностях международных соглашений. Например, граждане Киргизии могут въезжать в Россию по ID-картам, но если они едут транзитом через Казахстан, это уже запрещено. «Гражданина Казахстана не пропустим в Киргизию через Россию – это административное нарушение. Хотя напрямую в Киргизию он мог бы поехать», – объясняет сотрудник.