Найти в Дзене

Проблемы аристократии в фэнтези-аниме

В последние годы сюжеты с попаданчеством в другой мир стали востребованными; даже в России появилась куча так называемого бояр-аниме, т. е. романов, зачастую вдохновлённых японскими историями о попаданчестве в альт. мир или о перерождении жителя нашего мира в мире альтернативном (ещё есть попаданчество в прошлое; но сейчас не о том!). Данная статья посвящена именно японскому попаданчеству; в большинстве таких сюжетов протагонист оказывается в мире меча и магии – и нередко уже в начале истории совершает какое-то важное деяние (ну, хотя бы спасает очередную дочь аристократа от очередных монстров / разбойников в очередном лесу!), из-за чего ему самому́ вполне могут дать дворянский титул. Бывает и несколько иначе: главный герой УЖЕ перерождается аристократом и таким образом получает право на соответствующие полномочия. В общем, большинство попаданцев так или иначе оказываются аристократами.

Один из постеров аниме-сериала “Приключения аристократа в ином мире” (2023 г.), где главгерой родился в семье маркграфа, но впоследствии получил собственный титул барона за спасение сразу двух аристократок: дочери короля и дочери герцога (не, ну а чö мелочиться-то?..).
Один из постеров аниме-сериала “Приключения аристократа в ином мире” (2023 г.), где главгерой родился в семье маркграфа, но впоследствии получил собственный титул барона за спасение сразу двух аристократок: дочери короля и дочери герцога (не, ну а чö мелочиться-то?..).

Да, в реальности стать аристократом было бы непросто; ну, серьёзно – дождись ещё подходящего повода для геройства, чтобы местной прынсессе во время прогулки в карете понадобилась твоя помощь, и чтобы напавшие на неё монстры / разбойники оказались слишком сильны для охранников прынсессы, но не для тебя! Другое дело – обретение дворянского титула за успехи в изучении магии, к которой попаданец по «вот уж совпадению!» имеет куда лучшие способности, в сравнении с большинством местных магов. Конечно, всё это – лакерство, а то и наглое читерство; к тому же – идеальные способности к магии зачастую есть не только у «обычных» попаданцев, но и перерожденцев, УЖЕ оказавшихся аристократами по самому́ праву рождения. Да, всё это можно понять: в обычной жизни магия не встречается, и простые обыватели не умеют колдовать – но хотели бы! Так что сюжеты с попаданчеством в мир, где магия более доступна, востребованы аудиторией. Ну, а раз так, то не лишать же главгероев возможности пользоваться той сáмой магией?!

Один из постеров аниме-сериала “Аристократ-неудачник” (2025 г.), где главгерой хоть и родился в семье графа, но позднéе получил собственные титулы рыцаря и барона за исключительные способности к магии.
Один из постеров аниме-сериала “Аристократ-неудачник” (2025 г.), где главгерой хоть и родился в семье графа, но позднéе получил собственные титулы рыцаря и барона за исключительные способности к магии.

Ну, с популярностью темы магии в таких сюжетах всё понятно; однако другое дело – сама аристократия. Большинство произведений о попаданчестве так и норовит запихнуть протагониста в этот социальный класс. С одной стороны – в мире меча и магии, где главенствует феодальный строй, великие успехи должны вознаграждаться соответствующим образом; т. е. если главный герой НЕ становится аристократом, значит – его достижения НЕ признаю́тся обществом (иными словами, обретение титула – это свидетельство, что герой растёт над собой!). С другой же стороны – не просто попаданчество в иной мир, а сам факт рождения протагониста в одной из аристократических семей того мира, когда многие ништяки преподносятся на блюдечке; тем не менее, даже в этом случае герой растёт над собой, прославляя себя и собственный род, множа свои земли и богатства. Ведь аудитория не захочет наблюдать за протагонистом, который стагнирует, не делая ничего интересного, а то и деградирует, не совершая ничего хорошего.

Один из постеров первого сезона аниме “В другом мире со смартфоном” (2017 г.), где главгерой пусть и не перерождался аристократом в мире фэнтези, а попал туда в своём родном теле, но всё-таки относительно быстро обзавёлся титулом и привилегиями аристократа (дескать, за заслуги перед фэнтезийным королевством!).
Один из постеров первого сезона аниме “В другом мире со смартфоном” (2017 г.), где главгерой пусть и не перерождался аристократом в мире фэнтези, а попал туда в своём родном теле, но всё-таки относительно быстро обзавёлся титулом и привилегиями аристократа (дескать, за заслуги перед фэнтезийным королевством!).

Но… понимаете ли, в чём дело! Задолго до всевозможного попаданчества популяризировался жанр приключений; тамошние сюжеты развиваются в сáмом разном сеттинге, в т. ч. могут быть фэнтезийными. Вместе с тем главгерои-приключенцы частенько оказываются с пустыми руками в конце истории – и чуть ли не единственной наградой оных становится память о недавнем приключении. Из числа западных произведений такое встречалось, например, во франшизе “Пираты Карибского моря” и мультфильме “Дорога на Эльдорадо”; а из числа японских – во франшизах “Люпен Третий” и “Звезда Изгоев”. В сеттинге меча и магии тоже можно создавать подобные истории, где приключенцы ввязываются в увлекательную авантюру, побеждают опасных злодеев и спасают кучу народа, но при этом НЕ обретают желанных сокровищ, т. е. остаются полунищими искателями приключений. Так что же получается – героям фэнтезийной истории всё-таки необязательно повышать социальный статус? Ну, как бы да! Просто… в сюжете, где ГГ становится богатым аристократом, и сюжете, где ГГ остаётся полунищим охотником за сокровищами, разные подходы. Первый вариант – это путь коллективиста, для которого важнó общественное признание; а второй – путь индивидуалиста, которому излишняя привязанность к обществу лишь навредит. Например, что случилось бы, кабы условный Джек Воробей… ох, простите, капитан Джек Воробей нашёл-таки гору золота, купил поместье и стал жить, как приличный буржуй? Да он бы просто спился! А если бы вкупе с поместьем ему достался титул, означающий не только привилегии – ещё и обязанности перед обществом? Да нафиг оно надо! Именно поэтому обретение сокровищ и титулов НЕ гарантирует счастья для героя-индивидуалиста. Кстати, да: капитан Джек Воробей является именно индивидуалистом, просто с хорошими организаторскими способностями. Конечно, в пиратской жизни не обходится совсем без коллективизма, ибо сами люди – существа социальные; однако для каждого пирата именно свои хотелки остаются в приоритете (это видно, как минимум, по одному из пунктов Пиратского Кодекса и тому факту, что предусмотренная Кодексом должность Короля Пиратов пустовала долгое время; не говоря уже о весьма вольном понимании Кодекса многими пиратами!).

Однако вернусь к аниме! Учитывая, что сами японцы – убеждённые коллективисты, для них вполне нормально пихать персонажей-попаданцев в фэнтези-миры с коллективистским укладом, который возможен только при жёсткой иерархии общества (прям как в Японии!). Именно поэтому такие попаданцы часто становятся титулованными особами, что подчёркивает их важную роль в общественной жизни. А раз уж роль важная, то и привилегии должны быть соответствующими? Ну, как бы да-а… Хотя именно в этом плане герои-аристократы из аниме зачастую сталкиваются с подозрительными ограничениями, НЕ позволяющими в полной мере насладиться буржуйской жизнью! Впрочем, зайду немного издалека:

Кадр из второго сезона аниме “Герой-рационал перестраивает королевство”
Кадр из второго сезона аниме “Герой-рационал перестраивает королевство”

Есть у японцев такой фетиш – горничные! У них есть даже так называемые мэйд-кафе, т. е. кафе с горничными, где, исходя из названия, официантки (да, такой персонал только женского пола) одеты в классическую форму горничных. И это можно понять! От японцев с детства требуют подчиняться, подчиняться и ещё раз подчиняться – то старшим членам семьи, то старшим членам коллектива. В таких условиях молодёжь должна задумываться, как же здóрово было бы иметь собственного слугу, дабы самому́ чувствовать себя НЕ слугой, который вечно должен что-то кому-то, а господином, которому кто-то прислуживает! Тут уж на ум приходят миленькие девушки-горничные в соответствующей, традиционной униформе, которую ни с чем не спутать. Т. е. для японцев образ горничной является не только и не столько сексуальным фетишем, сколько предоставлением возможности почувствовать самих себя властными. Ну, серьёзно: при взгляде на горничную не подумаешь, что она вправе управлять кем-то (зато, наоборот, обязана подчиняться КОМУ-ТО!). Не говоря уже о том, что подобная, всемирно известная форма предусмотрена только для женщин, и это дополнительно привлекает мужчин. Для сравнения: если вспомнить о не менее узнаваемом образе дворецкого, то при ближайшем рассмотрении выяснится, что все детали его одежды свойственны не одним лишь людям на данной должности (впрочем, красавцы-дворецкие, всё также обязанные подчиняться КОМУ-ТО, опять же привлекают японскую аудиторию противоположного пола, которая хотела бы побольше командовать, но в силу возраста и социального положения куда чаще обязана подчиняться).

Один из постеров первого сезона аниме “Демон-дворецкий” или “Тёмный дворецкий” (2008 г.). Нет, это не попаданчество в другой мир; но для примера сойдёт. Тут вам и дворецкий, и горничная среди персонажей.
Один из постеров первого сезона аниме “Демон-дворецкий” или “Тёмный дворецкий” (2008 г.). Нет, это не попаданчество в другой мир; но для примера сойдёт. Тут вам и дворецкий, и горничная среди персонажей.

Иными словами, стать аристократом, ещё и с собственными горничными, стало бы кайфом для японца; потому и нет ничего удивительного в обилии таких сюжетов аниме. Впрочем, горничные хоть и обязаны подчиняться господину, но имеют кое-какие права – точно так же, как и в реальном мире. Т. е. какими бы покорными (как слуги) и привлекательными (как женщины) они ни казались, однако на интим с ними можно было бы не рассчитывать (даже НАГЛЫХ аристократов, пренебрегающих правами простолюдинов, тут могло сдерживать мнение других членов аристократической семьи, кои НЕ одобряли подобные связи!). Короче, для попаданца / перерожденца харассмент – всё ещё непозволительная роскошь. К тому же тема домогательств в определённой степени болезненна для самóй Японии; поэтому приличные произведения, что рассчитаны на широкую публику, стараются не популяризировать подобное поведение. К слову, жанр «хентай» не в счёт! Во-первых – он не предназначен для широкой аудитории; а во-вторых – там творится столь нарочитая дичь, что любому зрителю становится ясно: в реальности так делать никто не стал бы! Хотя одно время там появлялись качественные сюжеты, вроде “Кайт” и “Красоток-головорезов”; но такую лавочку быстро ПРИКРЫЛИ, дабы народ излишне не увлекался чем-то подобным. С тех пор хентай стал просто трэшем, у которого НЕТ права на качественный сюжет, хотя бы в теории способный излишне увлечь аудиторию и тем самым стать пропагандой сомнительных наклонностей (ведь человеческий мозг слишком уж хорошо понимает убогость трэшовых сюжетов и, как следствие, невозможность их осуществления в реальном мире!).

Один из постеров аниме-сериала “Mezzo: Игра со смертью” (2004 г.), что стал продолжением двухсерийного OVA-аниме “Красотки-головорезы” (2000 г.). В отличие от оригинальной ОВЫ, данный аниме-сериал не имеет столь же откровенных сцен, т. к. изначально был предназначен для показа по телевидению; хотя сам факт, что «чрезмерно откровенные» “Красотки-головорезы” обзавелись «менее откровенным» продолжением в ТВ-формате, говорит о качестве сюжета ОВЫ.
Один из постеров аниме-сериала “Mezzo: Игра со смертью” (2004 г.), что стал продолжением двухсерийного OVA-аниме “Красотки-головорезы” (2000 г.). В отличие от оригинальной ОВЫ, данный аниме-сериал не имеет столь же откровенных сцен, т. к. изначально был предназначен для показа по телевидению; хотя сам факт, что «чрезмерно откровенные» “Красотки-головорезы” обзавелись «менее откровенным» продолжением в ТВ-формате, говорит о качестве сюжета ОВЫ.

Впрочем, вернусь к попаданцам / перерожденцам! Да, если сюжет относительно адекватен, то не позволит им домогаться горничных. Но ведь на одних горничных свет клином не сошёлся! Помимо них найдутся другие обитатели фэнтези-мира, и некоторых таких как раз можно склонять к интиму (ну, в теории; ведь на практике с этим тоже оказывается не всё так гладко!). Речь о… рабах, а точнее – рабынях, привлекательных и доступных женщинах! Ведь именно они бывают рабами в подавляющем большинстве случаев: если в фэнтези-мире разрешено рабство, и главгерой МУЖСКОГО пола заводит себе раба, тот обязательно оказывается ЖЕНСКОГО пола, ещё и привлекательной наружности. Да, одними горничными дело не ограничилось, и с некоторых пор у японцев появился новый фетиш – рабыни! Опять же: это можно понять. У нынешних японцев огромные проблемы с построением отношений, что видно даже по тамошней убогой демографии; я не буду расписывать причины этого явления, ведь о них уже говорилось здесь и здесь. Вместо этого перейду к сути: рабство запрещено в нашем цивилизованном мире – даже в Японии, где де-юре балом правит демократия, а де-факто – традиции. Однако для тамошнего общества рабство, в т. ч. сексуальное, оказалось бы востребованным явлением, способным исправить неудовлетворительную половую жизнь граждан (ну, хотя бы мужчин!). Вот вам и причина для фетиша, вследствие которого рабыни стали часто появляться в фэнтези-мирах, где главенствуют ДРУГИЕ законы; а потому можно было бы купить рабыню, в т. ч. для развратных нужд. Тем не менее, протагонисты соответствующих аниме, на удивление, редко позволяют себе подобное (нет, не покупку рабыни, а именно сам разврат с оной!). И вот казалось бы – что за биполярка?! Ну, ясно же, что все эти рабыни – фетиш, который следовало бы либо удовлетворять, либо не показывать вообще! И раз уж он ПОКАЗЫВАЕТСЯ, то протагонисты-рабовладельцы должны иметь возможность полноценно наслаждаться ситуацией! Но почему-то низя! Рабыни есть, однако нимона! Зачастую доходит до такого абсурда, как намеренное понижение возрастного рейтинга, дескать – продукт предназначен для детей и подростков, а потому там не может быть интима. Вот только само наличие рабынь абсолютно не вписывается в это: ну, ЗАЧЕМ пихать взрослый фетиш в преимущественно подростковые произведения, где его невозможно реализовать?! Видать, специально обученные сотрудники индустрии убеждают авторов, будто произведения с низким возрастным рейтингом охватывают бóльшую аудиторию, и это влияет на популярность. В итоге, сами авторы пытаются совмещать ПЛОХО совместимые вещи – и ради этого идут на сюжетные ухищрения. Например, недавно нáчало выходить аниме “Однажды я стану величайшим алхимиком”, где протагонист хоть и приобрёл рабынь, но без развратных намерений; ибо сам он оказался очередным скромником, который побоялся бы перейти к активным действиям (ну, сколько раз мы уже видели такое?..). Вдобавок там продуманы формальности контракта при покупке раба, которые нельзя нарушать: ежели в контракте НЕ прописано удовлетворение половых потребностей, то и владелец НЕ вправе требовать чего-то подобного от раба. Вроде выглядит логично… Вот только, ещё раз, это противоречит самóй идее данного фетиша; а потому вопрос: зачем, вообще, рабынь добавили в сюжет?! Разве те не могли стать обычными слугами? Нет?..

В общем, герои фэнтези-аниме, в т. ч. аристократы сталкиваются с какими-то страннейшими ограничениями, из-за чего зачастую даже не могут удовлетворить авторский фетиш насчёт рабынь (хотя казалось бы: если горничные – для чувства собственной важности, то рабыни – для разврата; недаром же это – разные типажи!). Даже во взрослых сюжетах – ежели жанр позволяет добавить рабыню, при этом избегая интимных отношений, будьте уверены – так всё и будет! Да, порой это выглядит топорно; но порой и логично – например, рабыня может оказаться маленькой девочкой, дабы аудитория поняла, что никаких непотребностей НЕ будет – по моральным соображениям как автора произведения, так и его протагониста, купившего рабыню из чистого благородства, дабы та не умерла от плохих условий содержания на невольничьем рынке. Но если вы думаете, что массовая культура Японии просто не любит тему рабства (в отличие от тамошней аудитории, под хотелки коей в большей иль меньшей степени подстраиваются сюжеты аниме), то… всё не так. Японии, вообще, плевать на рабство! Оно никогда не было для той страны столь же болезненной темой, как для каких-нибудь СШП. Вот американским анимешникам зачастую не нравятся сюжеты с рабынями. Но японцам пофиг на мнение американцев, даже не являющихся основными зрителями аниме, которое, наоборот, преимущественно создаётся для японцев. Ежели какое-то аниме, вроде “Бегущих по краю”, делается с расчётом на западный рынок, тогда да – западные хотелки учитываются; а до тех пор – на мнении американской публики свет клином не сошёлся!

Один из постеров первого сезона аниме “Восхождение героя щита” (2019 г.). Здесь есть рабство (чаще – женское), да и некоторые другие, болезненные для нынешнего Запада моменты. Но японцы, можно сказать, правильно отреагировали на соответствующее недовольство западных зрителей, а именно – никак! Отсутствие хоть какой-то значимой реакции от японцев дополнительно обидело американскую аудиторию, ибо та оказалась в ситуации, где её мнение ничего не значит; ведь при критике ЗАПАДНЫХ произведений всё было иначе – ежели хотя бы некоторые люди обижались на художественные особенности комикса / фильма / мультфильма / игры, то компания-создатель приносила извинения и «учитывала пожелание аудитории» (например – портила игры соответствующими патчами). А тут на тебе – практически полный игнор! Ох, отвыкла западная публика от такого отношения.
Один из постеров первого сезона аниме “Восхождение героя щита” (2019 г.). Здесь есть рабство (чаще – женское), да и некоторые другие, болезненные для нынешнего Запада моменты. Но японцы, можно сказать, правильно отреагировали на соответствующее недовольство западных зрителей, а именно – никак! Отсутствие хоть какой-то значимой реакции от японцев дополнительно обидело американскую аудиторию, ибо та оказалась в ситуации, где её мнение ничего не значит; ведь при критике ЗАПАДНЫХ произведений всё было иначе – ежели хотя бы некоторые люди обижались на художественные особенности комикса / фильма / мультфильма / игры, то компания-создатель приносила извинения и «учитывала пожелание аудитории» (например – портила игры соответствующими патчами). А тут на тебе – практически полный игнор! Ох, отвыкла западная публика от такого отношения.

Возвращаюсь к вопросу: почему аниме так часто демонстрирует, но сравнительно редко удовлетворяет японский фетиш касательно рабынь? Ответ: оно пытается усидеть на двух стульях: с одной стороны – аудитория ХОЧЕТ видеть сюжеты с рабынями, ставшими фетишем, но с другой – сама японская поп-культура НЕ одобряет добрачные половые связи (о причинах – в середине этой большой статьи). Ну, а если учесть, что большинство протагонистов и протагонисток оказываются неженатыми и незамужними (ведь поиск второй половинки – важная часть приключений!), то даже взрослые сюжеты аниме зачастую не показывают интим вообще (по крайней мере, с участием главгероев, а также главгероинь!), ну – или о-о-очень долго подводят ГГ к постельным приключениям (которые всё равно становятся сравнительно редкими!). Исключения же оказываются в меньшинстве, особенно – если сюжет разворачивается в рамках «пристойного» жанра, который куда дольше сможет обходиться без интима. Для примера возьму аниме под названием “Я стал сильнейшим с провальным навыком”, где поднимаются взрослые темы и есть человекоубийства; а вот интима нет! Почему? Ну, причина откровенно дурацкая, больше похожая на отговорку от самогó автора (с целью более-менее соблюсти хотелки индустрии!): в данном сюжете главгерой был обижен местной богиней, и теперь его приоритетной целью стала ме-е-есть! Ни о чём другом он думать не хочет; и нет: это – не комедия, как могло бы показаться из моего описания. Данный бред подаётся на серьёзных щах; почему сразу «бред»? Ну, какому-нибудь Геральту из Ривии, мстящему организации «Саламандры» в первой видеоигре из серии “Ведьмак”, ничто не мешало попутно вести полноценную жизнь, в т. ч. половую.

Один из постеров второго сезона аниме “Лунное путешествие” (2024 г.). Я как-то уже упоминал, но всё-таки повторюсь: в этом сюжете несколько иной подход, т. е. добрачному интиму предаются только отрицательные персонажи, дабы подчеркнуть, что это – плохо! Зато хаrоший главгерой не позволяет себе такого (хотя мог бы!).
Один из постеров второго сезона аниме “Лунное путешествие” (2024 г.). Я как-то уже упоминал, но всё-таки повторюсь: в этом сюжете несколько иной подход, т. е. добрачному интиму предаются только отрицательные персонажи, дабы подчеркнуть, что это – плохо! Зато хаrоший главгерой не позволяет себе такого (хотя мог бы!).

Как вы могли понять, герои фэнтези-аниме сталкиваются с препятствиями (часто – сюжетно непреодолимыми препятствиями!) не только для совершения развратных действий с рабынями, но и, в принципе, для совершения любых развратных действий. В том числе это касается протагонистов-аристократов. Конечно, уже здесь некоторые могут задаться вопросом: какой тогда смысл становиться аристократом в фэнтези-аниме? И правильно сделаете, если зададитесь! Ведь дальше престранные ограничения, придумываемые японцами для героев-аристократов, только множатся! К примеру, представьте ситуацию: «Вы – японец, от которого требуют не выделяться из общества, т. е. слушаться старших и даже скрывать таланты, дабы не работать лучше и быстрее вышестоящих коллег. Вы грезите о том, как замечательно было бы стать аристократом в другом мире, где серьёзно сократился бы список тех, перед кем необходимо принижаться. И вот вы в свой законный выходной смотрите очередное аниме про попаданца в фэнтези-мир, где… всё как в Японии! Аристократия есть, но она НИЧЕМ не отличается от среднестатистических японцев, ибо точно также привыкла не выделяться и осуждать тех, кто выделяется!». Ну, разве такой сюжет удовлетворит потаённые желания человека, которого достала привычная реальность, и который хочет отдохнуть от неё, погрузившись в реальность иную?! Ну, что за чушь; зачем делать ТАКИЕ сюжеты, ещё и в неограниченном количестве?! Ответ: с некоторых пор массовая культура Японии взяла курс на «умеренный национализм», т. е. принялась показывать японский менталитет всюду, где он уместен и НЕ уместен (дескать, ради сохранения у аудитории традиционных японских ценностей!).

Один из постеров аниме-сериала “Я стану злодейкой, которая войдёт в историю” (2024 г.); об этом произведении пойдёт речь ниже⤵️
Один из постеров аниме-сериала “Я стану злодейкой, которая войдёт в историю” (2024 г.); об этом произведении пойдёт речь ниже⤵️

Хотя в аниме хватает сюжетов, которые как-то обходятся без неуместного японского менталитета персонажей, но именно современные фэнтези-аниме НЕ обходятся без этого (а казалось бы – там околоевропейский сеттинг, с западными именами, модой, архитектурой и т. д.!). Взять хотя бы тайтл “Я стану злодейкой, которая войдёт в историю” – когда тамошняя главгероиня попала в фэнтези-мир, она решила отыгрывать роль злодейки (потому, что хочет!); вот только на протяжении сюжета она делает исключительно хорошие дела. В чём же тогда проявляется её «злодейская» натура? В том, что она не стесняется ВЫДЕЛЯТЬСЯ из общества, привлекая к себе внимание (ай-яй-яй, какая плохая девочка; так бы и отшлёпал!). Но, видимо, для японцев, привыкших к порицанию нескромного поведения, этого достаточно, чтобы записать героиню в число антигероинь.¯\_(``)_/¯ А хотите, ещё больше ухудшу ваше мнение о японском попаданчестве? Одного японского менталитета в фэнтези МАЛО для нынешней поп-культуры Японии, и тамошние авторы всё чаще пихают в свои произведения другие, неуместные особенности. Ну, как «неуместные»? В самóй Японии они нужны. А вот в фэнтези-сюжетах… В общем-то, сами судите! Начну с бюрократии:

Один из постеров первого сезона аниме “Сасаки и Пипс” (2024 г.); в этом сюжете случился конфликт двух графов, один из которых управлял городом, а другой устроил там автоподставу и отправил за решётку невиновного человека. Хотя всем было ясно, кто прав / кто виноват, но скорейшему решению конфликта мешали не просто бюрократические, а ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ проволóчки, абсолютно неуместные при феодальном строе! Если граф-градоначальник вправду был уверен, что в ЕГО темнице сидит невиновный, то показал бы грáфу-автоподставщику, КТО хозяин в городе. Ибо это вам не демократия, а феодализм, при котором местный управленец-аристократ обязан иметь куда бóльшую власть, чем заезжий сосед-аристократ!
Один из постеров первого сезона аниме “Сасаки и Пипс” (2024 г.); в этом сюжете случился конфликт двух графов, один из которых управлял городом, а другой устроил там автоподставу и отправил за решётку невиновного человека. Хотя всем было ясно, кто прав / кто виноват, но скорейшему решению конфликта мешали не просто бюрократические, а ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ проволóчки, абсолютно неуместные при феодальном строе! Если граф-градоначальник вправду был уверен, что в ЕГО темнице сидит невиновный, то показал бы грáфу-автоподставщику, КТО хозяин в городе. Ибо это вам не демократия, а феодализм, при котором местный управленец-аристократ обязан иметь куда бóльшую власть, чем заезжий сосед-аристократ!

Да, японцы любят всевозможные формальности, а японские авторы пихают бюрократию всюду, куда надо и не надо. В т. ч. в фэнтези. К аристократам. Нет, я не отрицаю, что реальной аристократии тоже было свойственно страдать от бюрократии; но ведь не в такой же степени! Например, придумывать экзамен на владение мечом для аристократов в той же “Злодейке, которая войдёт в историю” – по-моему, это перебор. Так-то в нашем мире умение фехтовать было естественным для аристократа; а те, кто им пренебрегал, не проходили «искусственный отбор», т. е. гибли в первой же дуэли. А впрочем – о каких дуэлях может идти речь, если в современном, цивилизованном обществе Японии такому явлению нет места? Исходя из этого, дуэли не должны встречаться и в фэнтези-аниме; неужто не логично?)) Ну, вернее, там есть дуэли, но магические – например, со швырянием фаерболов и молний; да и такое выяснение отношений – как правило, не на смерть. А вот что касается классических дуэлей – когда последний раз вы видели их в фэнтези-аниме? (лично я вспомню лишь коротенькую, да и то несмертельную дуэль Гатса с Гриффитом в “Берсерке” – в арке “Золотой век”). Но вернусь к «экзамену на владение мечом»; на кой ляд эту ересь ввели в сюжет “Злодейки, которая войдёт в историю”? Думаю, дело в том, что герои фэнтези СЛИШКОМ легко завладевают оружием, т. к. там нет никакой, свойственной нашему миру волокиты по приобретению различных убивалок. Для сравнения: в самóй Японии запрещено носить в кармане или на поясе нож с длиной клинка, превышающей определённое значение. Например, если ты положил кухонный нож в сумку, то проблем не будет; а если сунул его за пояс или хотя бы в бардачок автомобиля, то нарушил закон! А с мечами, вообще, отдельная история: можно приобретать и хранить только те из них, что признаются культурным достоянием. Иными словами, нормальная, боевая катана должна быть ещё и произведением японского искусства (пусть даже современным!); в противном случае меч – это просто оружие, которое подлежит конфискации. Именно поэтому японцы не вправе владеть син-гунто, т. е. японскими мечами времён Второй Мировой, ибо те пусть и имеют историческую ценность, но не являются произведениями искусства. И именно поэтому в японских домах не встретить никаких европейских мечей, вроде клейморов (ибо это – не произведения японского искусства, а просто оружие!).

В тему! Статьи о том, что японская индустрия развлечений смотрит на тему оружия НЕ сквозь пальцы:

На фоне всего этого фэнтези-миры, где традиционно не существует даже контроля за оборотом оружия, выглядят излишне желанными для внушительной части аудитории. Почему «излишне»? Да потому, что аниме-индустрия хоть и подстраивается в малой степени под хотелки аудитории, выдавая сюжеты с популярным нынче попаданчеством, но вместе с тем пытается намекать зрителям, что привычные японские реалии являются НОРМОЙ: не выделяться из коллектива – это нормально, не развратничать – нормально, соблюдать законы и бюрократические формальности – тоже нормально; дескать, везде, даже в фэнтези-мирах может быть только так и никак иначе (а потому не отрывайтесь от реальности: цените её и менталитет своих сограждан, как это делают ваши любимые герои в обществе, ИДЕНТИЧНОМ японскому!). И, раз такое дело, в фэнтези должна появляться пусть даже неуместная, зато привычная японцам бюрократия. Хотя в прошлом западной цивилизации нашего мира (которая чаще всего становится основой для фэнтезийных цивилизаций!) было иначе – экзаменов на владение мечом не существовало, однако «могли спросить» за сам меч. Ведь такое оружие было дорогущим, а потому считалось статусным, т. е. намекало на высокое положение владельца; из-за этого простолюдины зачастую не имели возможности, а впоследствии и права владеть мечом (дескать, если не дворянин, значит – украл!). Но разве это повлияло бы на что-то в условиях, когда аудитория фэнтези-аниме хочет видеть героев не простолюдинами, а аристократами? Да и с самими простолюдинами всё может быть не так просто в фэнтези: вполне возможно, некоторые сюжеты как раз таки подразумевали, что простому люду НЕЛЬЗЯ носить оружие, за исключением солдат / ополченцев, а также авантюристов, т. е. ОФИЦИАЛЬНО зарегистрированных наёмников (без которых в последнее время не обходится значительная часть фэнтези-аниме!). Да, это не та ситуация, когда какие-нибудь стражники могли бы попросить пояснить за меч; но тоже бюрократическое ограничение, пусть и всего лишь в качестве моей теории.

Ну, по крайней мере, герои фэнтези-аниме, в т. ч. аристократы имеют право хранить и носить оружие. Другой вопрос: против кого это самое оружие можно применять? Против агрессивных монстров – да; ибо злобных чудищ не жалко. Ну, а если против агрессивных людей?.. Вот тут уже есть нюанс: обычно современные герои аниме не вправе по собственной хотелке убить плохого человека без суда и следствия, в т. ч. линчевать какого-нибудь вредного аристократа, особенно – если тот занимает более высокое положение в обществе. Ну, ладно «вредный аристократ» – это всё-таки не блоха на собаке; тут уж нужно думать, прежде чем лишать оного жизни (не дай бог, его родственники или вассалы, а то и покровители обидятся – и устроят вендетту!). Но вот какие-нибудь разбойники из числа простолюдинов, осмелившиеся напасть на аристократа, в реальности запросто могли не дожить до бюрократической волокиты в суде (ибо сами напросились, а аристократы при феодализме ИМЕЛИ право на убийство, тем более – при защите себя или такого же аристократа!). Конечно, порой сам возрастной рейтинг не позволяет главгерою, пусть даже аристократу, убивать людей; но, что занятно, в «более взрослых» сюжетах, ежели ГГ «грешит убийствами», это «компенсируется» наличием у него «правильного», т. е. японского менталитета или же отсутствием добрачного интима (а в идеале – и тем, и другим сразу!). Немного иначе обстоит ситуация с официальными боевыми действиями или, по крайней мере, секретными операциями по устранению людей, неугодных высшей государственной власти: в этих случаях главгерой имеет право на убийство, но с оговорками. Например, нежелательно убивать вражеского главнокомандующего – далеко не каждое аниме с военным конфликтом в сюжете позволяет главгерою совершить столь смелый поступок; иногда вражеские главнокомандующие погибают от рук второстепенных персонажей, а иногда остаются в живых (ведь политические и военные деятели сáмого высокого уровня обычно командуют и ведут переговоры, а не участвуют в боевых действиях непосредственно!).

Далее: междоусобицы. Реальной аристократии было свойственно участвовать в них, будучи как противниками правящей власти, так и защитниками оной. У анимешного аристократа-протагониста тоже есть право выбрать сторону, пусть и с ограничениями. Например, ему нельзя пытаться свергнуть своего короля / императора; т. е. покушаться на родную, высшую государственную власть – табу (ежели главный герой нарушит этот запрет, то не выживет в конце истории; такое часто случается в анимешных сюжетах с восстаниями!). Максимум, что «разрешено» главгерою, – встать на сторону провинции, чей управленец желает независимости от королевства / империи, но не пытается спихнуть своего короля / императора с престола; например, именно так обстояли дела в аниме “Перерождение в аристократа со способностью анализа”. Правда, сепаратизм тоже не одобряется вышестоящей властью (которую очень даже уважают японцы!), и поддержка столь спорной идеи главгероем «компенсировалась» наличием у него скромного поведения, нежеланием лично марать руки убийствами, а также развратничать (хотя это понятно с моральной стороны, ибо ГГ только-только вступил в подростковый возраст; но тем не менее!..). Кроме того – главгерой уважает закон: к примеру, в первом сезоне ему понадобилась магичка; вот только она была пленницей у не самых честных работорговцев, готовых без раздумий обнажать оружие даже против аристократа. Думаете, ГГ похитил её? Нет, он выкупил её. Потому, что мог. И, наверное, не хотел нарушать закон больше, чем необходимо (даже если вместо этого мог проучить тех, кто заслужил!). Да и об иерархии он не забывает! В междоусобной войне старшего и младшего сыновей почившего герцога ГГ встал на сторону старшего сына, как наиболее законного наследника (хотя впоследствии выяснилось, что именно этот старший сын увлёкся сепаратизмом, т. е. решил добиться независимости для своего герцогства; ну, ладно – оставим это на его совести!). К тому же во втором сезоне главгерой, бывший бароном, получил более высокий титул графа – за военные заслуги; ну, а прочие графья воспротивились этому, дескать «пацан ещё; куда ему целого графа!..». Э, мужики! Этот «пацан» во время войны сделал больше, чем все вы вместе взятые; вы, вообще, УВЕРЕНЫ, что у вас есть право возмущаться?! Вы уверены, что вправе говорить, будто этот «пацан» добился успехов только за счёт своих подчинённых, когда сами точно также привыкли полагаться на других людей? (разница лишь в том, что подчинённые пацана-барона оказались более талантливыми, чем подчинённые мужиков-графьёв!). В общем, главгерой стал графом, но всё равно – графство ему дали поменьше, дабы сам он «не сильно выделялся». Хотя было и другое – побольше; но оно досталось более старшему вассалу герцогского сына, пусть и с менее впечатляющими военными успехами (ибо некрасиво лезть вперёд старших – любой японец расскажет вам о том же!).

Как вы могли заметить, герои фэнтези-аниме, в т. ч. аристократы сталкиваются с довольно-таки обширными ограничениями, зачастую несвойственными реальной аристократии. Более того: те персонажи-аристократы, что кичатся своим положением и злоупотребляют им, т. е. не проявляют ценящуюся японцами скромность, оказываются сюжетно наказаны – за плохое поведение! На основании всего вышесказанного я хочу сделать кое-какое умозаключение, в определённой степени – неожиданное (ибо пока что в этой статье не поднималась соответствующая тема!). В общем, не значат ли все мои выводы, что аниме… «скрепное»? Ведь его долго обвиняли в развращении подрастающих поколений, и тут – нате: я доказываю прямо противоположное! Да, в аниме всё ещё хватает взрослых сюжетов – но просто потому, что они есть везде, даже в нашем кинематографе! В остальном же – аниме не одобряет разврат, а также убийства, к тому же поощряет скромность; вам не кажется, что всё это должно уживаться с христианскими ценностями?! Даже, казалось бы, тема рабства – да, это ПЛОХОЕ явление, сколько ни оправдывай его в аниме (в т. ч. за счёт изображения некоторых персонажей-работорговцев ХОРОШИМИ людьми!); но… разве христианство осуждает рабство? Не помню такого! В этой религии люди именуются «рабами Божьими», а ещё есть заповедь «не возжелай раба ближнего своего»; однако ни слова о том, что иметь рабов – плохо. Например, верующие американцы на протяжении долгого времени позволяли себе иметь рабов, да и крепостничество в православной Российской Империи – фактически то же рабство; но всё это даже не считалось грехом! В общем, хотелось бы напомнить верующим поборникам нравственности, что для современного мира подходят НЕ ВСЕ христианские нормы; в конце концов, счесть нормой рабство – это явный моральный просчёт (а если уж сами не безгрешны, то и не надо демонизировать аниме, в котором пока немало полезной христианам морали!). В итоге, реальные проблемы аниме сильно отличаются от тех, о которых обычно пишут наши нравственники. Одна из них и, пожалуй, наиболее значимая – отсутствие свободы творчества у японских авторов, из-за чего они вынуждены создавать шаблоннейшие сюжеты с шаблоннейшими персонажами, лишь бы вписаться в рынок, воротилы которого не приемлют «излишне смелых» сюжетов.

Материалы в тему:

Благодарю за внимание!