В фэнтезийных японских произведениях, чей сеттинг представляет собой околоевропейские реалии (с западной модой, архитектурой, именами и т. д.), часто можно увидеть персонажей с неуместным, истинно японским поведением, несвойственным западным людям. Я уже не раз упоминал об этом; но с некоторых пор начал подмечать, что неуместный японский менталитет оказывается в западном сеттинге не только по незнанию автора. Порой он туда вставляется нарочно. О причинах столь спорного решения я не буду упоминать в этой статье; всё-таки о них уже писалось здесь и здесь. Теперь же я хочу основательно подтвердить эту свою теорию, дабы у несогласных отпали последние сомнения.
В чём же суть проблемы? В Японии похвально быть скромным, не хвастаться талантами и не выделяться из коллектива; и наоборот – разнообразные проявления нескромного поведения осуждаются. Поэтому в японских фэнтези-произведениях полно протагонистов, которые стараются не выделяться, хотя являются самыми сильными (примеров уйма – от серьёзной “Фрирен” до пародийного “Восхождения в Тени”). Есть и другой сюжетный ход, где чрезмерно талантливый ребёнок естественно выделяется среди сверстников, и это заставляет родителей беспокоиться (пример: “Я стану злодейкой, которая войдёт в историю”). Всё это слишком уж плохо вяжется с околоевропейским фэнтези-сеттингом, ведь западным людям свойственно не скрывать таланты, а открыто конкурировать; у них просто НЕТ зацикленности на идее, что выделяться – плохо!
Кое-кто оставлял под прежними статьями комментарии в стиле «для японцев нормально пихать свой менталитет в свои же фэнтези, и ничего удивительного в этом нет». Но что, если обратить внимание не на фэнтези, а на другие жанры – например, на повседневность и романтические комедии? Вы можете вспомнить подобное аниме, что учило бы аудиторию истинно японской морали «не выделяться, ибо люди боятся талантливых и готовы объединиться против них»? В “K-on!”, например, встречалось такое? По-моему, нет – тамошние девочки, наоборот, творили всё, что хотели. Соответствующей морали «не выделяться» не было! То же самое в подавляющем большинстве других аниме жанра «повседневность». А знаете, почему такие сюжеты не учат аудиторию «не выделяться»? Потому, что в Японии остро стои́т проблема буллинга среди детей. Но если у нас буллерами чаще оказываются какие-то хулиганы, то в Японии – рядовые члены коллектива, которые буллят тех, кто посмел даже ненароком выделиться! Японцев с детства учат не выделяться, так что в их понимании все, кто выделяется, становятся «плохими». Если в аниме о школе будет часто встречаться соответствующая мораль, что выделяться – плохо, реальная проблема буллинга только усилится! Потому это не вставляется куда попало. Конечно же, в аниме есть типичнейшие ОЯШи, которые не стараются оказаться в центре внимания; и да, это – порождения японского менталитета! Вот только их нежелание выделяться на удивление ненавязчивое, которое запросто напоминает аналогичных скромников из западных реалий; ведь в той же школе никто не запрещает им устраивать романтику с одноклассницами, тогда как в реальной Японии за такое можно получить нагоняй от классного руководителя и втык от одноклассников (за то, что посмел выделиться, ведь в реальных японских школах романтические отношения м/у мальчиками и девочками ЗАПРЕЩЕНЫ!). Так что же получается? Японцы всё-таки могут не впихивать соответствующую "мораль" в свои произведения?!
Что касается фэнтезийных аниме в западном сеттинге, там встречается ещё одна интересная ситуация: сильный протагонист никому не делал зла, но оного боятся только из-за его великой силы (примеры: “Перестану быть героем” и “Бывший герой наслаждается жизнью”). В рамках жанра фэнтези такое почему-то не возмущает зрителей! А если перенести действие в обычную японскую школу, сколько насчитается аниме, где добренького, но сильного героя боятся только за то, что он сильный?.. К примеру, “Торадора” – в этом ромкоме нет ничего подобного: главную героиню Тáйгу боялись не просто потому, что она сильная, а потому, что она хулиганка! А добренького главгероя Рюдзи – потому, что он выглядит, как хулиган; т. е. опять же не просто за его силу! Но в фэнтези же появляется маразм: протагонист добрый, никому не делал зла, но его нужно бояться только за то, что он ВЫДЕЛЯЕТСЯ своей силой. Вопрос: зачем такую чушь пихать в фэнтези, если её даже в ромкомы не вставляют? Быть может, японцы всё-таки чувствуют, что это бред, потому и стараются не проецировать его на свою реальность? Да, их с детства учат не выделяться (и, соответственно, осуждать тех, кто выделяется!); вот только чем взрослее становится человек, тем сильнее реальная жизнь противоречит детским установкам, всё чаще показывая, что если кто-то выделяется, то он не обязательно плохой или даже опасный. Так что соответствующие напутствия логично обходят стороной аниме, чьи сюжеты разворачиваются в японских реалиях…
А вот с фэнтезийным сеттингом полнейший абсурд! Логично же, что в тех реалиях японское напутствие «не выделяйся (и опасайся тех, кто выделяется!)» должно смотреться ещё более неуместно. Но именно туда его пихают по полной: либо общество готово разорвать своего же героя на куски просто потому, что он сильный, либо аристократия страдает от раболепия и запрещает своим детям как-то выделяться (хотя такое поведение никогда не было свойственно реальным аристократам!). И вот зачем всё это пихать ТУДА, если даже японские авторы произведений в родном сеттинге стараются не делать так, а изначально западное фэнтези, коим отчасти вдохновляются японцы, не демонстрирует ничего подобного? Быть может, напутствие «не выделяйся» присутствует в РПГ-видеоиграх, коими тоже частично вдохновляются японские авторы фэнтези? А вот и нет; в играх, наоборот, НАДО прокачиваться, становиться сильнее и конкурировать; другому подходу нет места!
Также могу упомянуть аниме-сериал “Первоклассный адвокат”. Признаюсь, я посмотрел все несколько серий этого проходняка, но даже там не нашёл истинно японского поведения у… подсудимых. Ведь в Японии считается хорошим тоном признавать вину и тем самым рассчитывать на смягчение наказания; а знаете, почему? Потому, что в Японии коллективизм – всему голова. Если человек оказался на скамье подсудимых, это ситуация в стиле «индивид против общества». Для японцев общество не может быть неправó, а индивид не должен оспаривать обвинение, которое нашло поддержку в общественных организациях (полиции и суде). Если индивид докажет свою правоту, это будет значить, что он изначально был прав и к тому же оказался СИЛЬНЕЕ общества (ибо смог противостоять его организациям!). А это – серьёзный удар по коллективизму и «авторитету большинства». Так что подобные ситуации старательно пресекаются: отрицание вины чревато более жёстким обращением полиции с подозреваемым, а также ужесточением наказания в суде, тогда как признание вины подозреваемым заставляет полицейских быть вежливее и гарантирует смягчение (порой – серьёзное смягчение!) судебного наказания. Так вот: в “Первоклассном адвокате” я не увидел ничего подобного; тамошние подозреваемые, наоборот, отрицали вину, и это идёт вразрез с нормами поведения в Японии.
В конце концов, японцы всё-таки могут не пихать свой менталитет в свои же произведения; но с фэнтези слишком уж часто происходит иначе! Если это не делается намеренно, то я уж не знаю, чем объяснить такую странность. Ибо отговорка в стиле «ну, это японцы, им свойственно...» уже не прокатывает. Прежде всего, в изначально западном фэнтези, которым вдохновлялись первые японские авторы соответствующего жанра, у персонажей не могло быть истинно японского поведения. Далее: РПГ-игры, коими чаще вдохновляются современные японские авторы, не рассчитаны на отыгрыш героя с истинно японским поведением. Наконец, японцы могут НЕ вставлять свой менталитет в свои произведения (если захотят!). Так почему они пихают его туда, где он максимально не к месту, – в околоевропейский сеттинг?! Ведь могли бы делать то же самое в рамках восточного фэнтези-сеттинга; но так бывает куда реже. А может, они просто учили собственную историю – и знают, например, что у средневековых самураев был совершенно не тот менталитет, как у нынешних японцев? А раз так, то изображать самурая с характером корпоративного раба – не комильфо не бусидо. Потому околоевропейский мир меча и магии остаётся одним из редких сеттингов, где можно прописать истинно японские повадки любым персонажам, даже аристократам (всё равно целевая аудитория не в курсе, какие нравы были у реальной аристократии Запада; авось проглотит!). В итоге, японцы пихают свой менталитет преимущественно в фэнтези западного стиля; а зачем они делают это – про такое я уже писал.