Заявление о «смерти» классического нуара в 1959 году, хоть и несколько условно, отражает смену парадигмы в кинематографе. Темный, пессимистичный мир криминала, свойственный фильмам 40-ых и 50-ых, не исчез, а трансформировался. Он возродился, словно феникс из пепла, в виде нео-нуара – более жесткого, циничного и реалистичного.
Этот новый нуар породил множество поджанров, расширив границы мрачной эстетики и исследуя новые грани криминального мира. Среди этих « отпрысков» особое место занимают «полицейские триллеры» - жанр, который, благодаря своей атмосфере, присущей вестернам, но перенесенной в городскую среду, более точно можно определить как «городской вестерн».
Эта уникальная смесь жесткости вестерна и уличной реальности нашла своё выражение в нескольких знаковых фильмах. Хотя начало « городского вестерна» принято отсчитывать от фильма 1968 года «Буллит», с его культовой погоней по улицам Сан-Франциско, настоящим прорывом стали фильмы 1971 года – «Грязный Гарри» и « Французский связной». «Грязный Гарри», с его харизматичным Клинтом Иствудом, задал новый стандарт для «как-бы-героя» – полицейского, который готов переступать черту закона ради достижения справедливости.
Однако именно «Французский связной», несмотря на меньшую узнаваемость у широкой публики, оказал более глубокое и долгосрочное влияние на развитие жанра и массовой культуры. «Связной « как режиссёрский шедевр Уильяма Фридкина, представил миру незабываемый образ Джима Дойла, детектива, исполняемого Джином Хэкменом. Это был не герой-спаситель, а человек, запутавшийся в сетях коррупции и насилия, готовый на крайние меры, чтобы добиться результата. Его жесткость, цинизм и готовность к грязной работе стали прообразом для многих последующих персонажей, в том числе и для культового Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие». Влияние « Французского связного» на сериал неоспоримо.
Детализация влияния проявляется в визуальном стиле и даже в мелочах, таких как шляпа. Уолтер Уайт, известный под псевдонимом «Гейзенберг», носит характерную шляпу, которая напоминает шляпу Джима Дойла из « Французского связного» . Эта шляпа, называемая «pork pie hat» (порко-пай), становится неотъемлемой частью образа Уайта, символизируя его трансформацию из обычного учителя химии в извротливого наркобарона.
Выбор именно этой шляпы не случаен – она отражает стилистику 70-ых годов, эпохи, на которую ориентировался сериал, а также визуально ассоциируется с образом брутального и жесткого детектива из « Французского связного». Более того, анализ стиля фильма Фридкина показывает, что реалистичность и « грязный» реализм «Французского связного» влияли на создание атмосферы «Во все тяжкие».
Это не только в визуальном стиле, но и в построении сюжета, в изображении моральной амбивалентности главных героев, в демонстрации постепенного скатывания в беззаконие. Уолтер Уайт, подобно Дойлу, начинает с благородных побуждений (спасение семьи), но постепенно погружается в мир преступности, теряя всякую надежду на возвращение.
Интересно отметить и прозвища героев. Дойл в «Французском связном» известен как «Шпинат» или «Папай» — прозвища, отражающие его жестокость и неумолимость. В отличие от « Гейзенберга», более романтизированного псевдонима, прозвища Дойла более земные и грубые, подчеркивая его реалистичный образ.
Эта контрастность также отражает разницу между «городским вестерном» 70-ых и нео-нуаром современности. Но при этом оба персонажа — Дойл и Уайт — представляют собой версию антигероя, действующего вне рамках закона, но по своим собственным правилам и мотивам. Влияние « Французского связного» простирается далеко за пределы простого заимствования отдельных элементов костюма или стиля.
Это глубокое влияние на построение сюжета, характеров и атмосферы. Фильм Фридкина послужил своеобразной « генетической матрицей» для многих последовавших за ним фильмов и сериалов, включая « Во все тяжкие», в котором отразились ключевые черты «городского вестерна» в его наиболее зрелом и совершенном виде. Стилистические параллели между двумя произведениями подтверждают это влияние, а отголоски «Французского связного» можно найти во многих других кинолентах и телесериалах, свидетельствуя о его долгоиграющем влиянии на мировую кинематографическую культуру.