Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Динозавра открыли по фото

Кажется, что основная работа палеонтолога — выехать в поле и накопать там костей или отпечатков. На самом же деле раскопки — это даже не начало работы палеонтолога, чтобы прямо в поле понять, что нашёл что-то стоящее, а не очередную груду костей или раковин, каких и до тебя откопали десятки тысяч, нужно быть первооткрывателем тиктаалика Нилом Шубиным. В экспедициях же учёные в основном собирают неизвестно что и фиксируют контекст находок, который зачастую бывает важнее самой находки. Основная же работа у учёных начинается в научных институтах и музеях. Находки фиксируют, фотографируют, описывают и… зачастую откладывают в долгий ящик. Нередко случается так, что с течением времени при появлении новых находок или в результате развития методов исследования непонятные кости то ли динозавра, то ли ихтиозавра становятся частью вполне понятного животного. А иногда и того хлеще — то, что любитель описал как растение, становится довольно любопытным животным. Бывает и так, что открытия делаются в

Кажется, что основная работа палеонтолога — выехать в поле и накопать там костей или отпечатков. На самом же деле раскопки — это даже не начало работы палеонтолога, чтобы прямо в поле понять, что нашёл что-то стоящее, а не очередную груду костей или раковин, каких и до тебя откопали десятки тысяч, нужно быть первооткрывателем тиктаалика Нилом Шубиным. В экспедициях же учёные в основном собирают неизвестно что и фиксируют контекст находок, который зачастую бывает важнее самой находки.

Основная же работа у учёных начинается в научных институтах и музеях. Находки фиксируют, фотографируют, описывают и… зачастую откладывают в долгий ящик. Нередко случается так, что с течением времени при появлении новых находок или в результате развития методов исследования непонятные кости то ли динозавра, то ли ихтиозавра становятся частью вполне понятного животного. А иногда и того хлеще — то, что любитель описал как растение, становится довольно любопытным животным.

Самое примечательное в новооткрытом динозавре — его голова.
Самое примечательное в новооткрытом динозавре — его голова.

Бывает и так, что открытия делаются вовсе без находок, через много лет после их утраты. Именно так случилось в Палеонтологическом музее Мюнхена. Ещё в 1914 году в Египте, в знаменитом местонахождении Бахария исследователи нашли окаменелости какого-то динозавра, жившего в середине мелового периода, около 100 миллионов лет назад. Останки были довольно полными — куски черепной коробки, верхней челюсти, позвонки, обломки рёбер, бедренные и малую берцовую кости.

Одна из тех самых фотографий.
Одна из тех самых фотографий.

Весь этот материал тщательно зафиксировали, сфотографировали и предварительно описали как кархародонтозавра — крупного хищника, родственника тираннозавров. Иные из них были очень велики, до 16 метров длиной и до 11 тонн весом, то есть больше среднего «короля ящеров». Впрочем, не больше самого большого. Впрочем, точно определить вид динозавра в начале прошлого века так и не сумели, и отложили находку до лучших времён.

Но для находки лучшие времена так и не наступили. Случилась Вторая мировая война, и в 1944 году при бомбардировке Мюнхена окаменелости погибли. Однако уцелели архивы музея, и относительно недавно при их разборке Максимилиан Келлерманн обнаружил фотографии сгоревших 80 лет назад костей. Причём фотографии оказались достаточно качественными, чтобы с учётом знаний, накопленных с тех пор, как фото были сделаны, удалось показать, что на фотографиях — окаменелости нового не только вида, но и рода.

Жизнь в Бахарии вообще била ключом — в воде охотился спинозавр...
Жизнь в Бахарии вообще била ключом — в воде охотился спинозавр...

По фотографиям удалось выделить специфические черты динозавра, которые отсутствуют у других, ранее известных видов. Поначалу внимание исследователя привлекли гребень на черепе и рог, похожий на рога карнотавра. Необычными оказались также некоторые черты бёдер и голени динозавра, а также его зубы — в отличие от зубов других теропод, они были симметричны. Гребень на черепе, впрочем, может быть признаком полового диморфизма — у других динозавров самцы тоже заметно отличались от самок. Назвали новый вид Tameryraptor markgrafi, в честь одного из названий Древнего Египта, Та-Мери, и австрийского палеонтолога Рихарда Маркграфа.

А на суше — бахариязавр.
А на суше — бахариязавр.

Из этого открытия следует, что мнение о довольно низком видовом разнообразии хищных динозавров в середине мела может оказаться не таким уж верным. Во всяком случае, становится ясным, что по соседству с T. markgrafi обитали как минимум ещё два крупных хищника — спинозавр, который, впрочем, предпочитал охотиться в воде, и бахариязавр, который мог быть и прямым пищевым конкурентом «новичка». Причём этот «новичок» тоже был далеко не мелочью, достигая в длину десятка метров.

Наука
7 млн интересуются