Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Психологические факторы механизма насильственного преступления

Причинность агрессивного поведения может быть связана с психологическими особенностями индивида, обусловленными «травмами» детства и юности, в силу чего мотивация преступного поведения отличается неординарностью, а поведение в механизме совершения преступления - импульсивностью и непредсказуемостью.

Любая личность проходит длительный этап становления. С рождения и в процессе жизни человека происходит развитие индивидуальных психических особенностей, формирующихся под воздействием биологических и социально-демографических факторов. Личность насильственного преступника содержит черты, побуждающие к агрессивному противоправному поведению, причиняющему психический или физический вред окружающим. Типичными чертами для такого типа личности являются: пренебрежение основными социальными нормами; глубоко укоренившиеся негативные взгляды на социальные взаимодействия и ценности; специфический (негативный) личный опыт; повышенная агрессивность; базовые, неконтролируемые влечения. Необходимо отграничивать разнообразные проявления агрессии от ее криминальных форм.

Для насильственных преступников также характерен аморальный, антиобщественный образ жизни, низкий уровень социальной адаптации, неудовлетворенность своим положением в обществе (не реализована потребность в признании). В научной литературе отмечается распространенность психических расстройств среди преступников исследуемой группы [1, с. 145], к которым относятся: психопатия, органическое поражение головного мозга, алкоголизм, наркомания, остаточные явления черепно-мозговых травм, олигофрения [2, с. 222].

Действительно, как наследственные, так и внешние факторы могут оказывать влияние на формирование девиантных черт личности и склонности к насильственным поступкам. Наследственность играет определенную роль в данном процессе, поскольку ряд негативных качеств может передаваться от родителей к детям, соответственно, склонность к преступной агрессии может быть обусловлена, в том числе, генетически.

В то же время внешние факторы, такие как стресс, употребление психоактивных веществ, качество питания и сна, также могут существенно влиять на функциональную активность мозга, что в конечном итоге может привести к проявлению агрессивного поведения. В научной литературе представлено множество попыток определения доминирующего фактора формирования личности агрессора. Представляется, что сложное взаимодействие между генетическими факторами и окружающей средой оказывает значительное воздействие на формирование личности и ее предрасположенности к агрессивности.

Встречаются случаи, когда задатки криминальной агрессии обусловлены накопительным эффектом множества факторов. Так, например: М. Петрова, известная как «Зюзинская маньячка» - совершила 2 убийства и 4 покушения на убийство в районе Зюзино г. Москва. С детства была под наблюдением врача из психоневрологического диспансера, так как страдала шизотипическим расстройством личности, однако никаких серьезных нарушений, способных вызвать опасность для окружающих врачи не наблюдали. В школьные годы была подвергнута насилию и домогательству, что стало формирующим фактором в трансформации ее личности в насильственную преступницу. Движущим стимулом ее преступной агрессии являлась ненависть к мужчинам. Будучи преподавателем физической культуры, характеризовалась как ответственный, добросовестный и трудолюбивый человек, при этом по свидетельству коллег и учеников, она была замкнутой и необщительной. Ее жертвами были мужчины в возрастном диапазоне от 20 лет до 60 лет, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Это были случайные жертвы – до ситуации преступления преступница никогда с ними не встречалась. Во время допроса Петрова объясняла, что ей казалось будто к ней, приставали, т.е. провокация преступления была лишь в ее нездоровом воображении. Механизм ее первого преступления был реализован при следующих обстоятельствах: возвращаясь после пробежки поздно вечером, она увидела на остановке пьяного парня лет двадцати, который схватил ее за куртку и стал нецензурно обзывать. В ответ Петрова полоснула его ножом по горлу, опасаясь, что он будет к ней приставать. Следующей жертвой был 60-летний мужчина, к которому она подобралась сзади и перерезала горло [8]. Исходя из восприятия Петровой, своим агрессивным поведением она нейтрализовала угрозу посягательства на ее физическую (в том числе и половую) неприкосновенность. С ее стороны, это были необходимые действия, направленные на самооборону.

Криминологическая природа ее преступного поведения связана с посттравматическим опытом пережитых страданий во время сексуальных домогательств в юности. С учетом того, что в жизни данной женщины было два эпизода сексуальных домогательств, вероятно она сделала вывод: мужчины априори опасны! В данной жизненной ситуации в поствиктимный период сформировалось рецидивовиктимное поведение – жертва постоянно ожидала угрозу нападения, моделировала ситуации в своем воображении и все, что соответствовало в ее понимании предпосылкам опасности, старалась сразу же нейтрализовать. В данном примере формирование личности преступника произошло посредством трансформации ролей: жертва стала преступником!

В процессе изучения личности данной преступницы специалистами был сделан следующий вывод: это преступник с антигуманной, агрессивной ценностно-ориентационной направленностью личности, с дефектами психической саморегуляции. Петрова совершала преступления под воздействием тревожности, вызванной по ее мнению неправомерным поведением со стороны своих жертв. Эта категория насильственных преступников, отличающихся десоциализированностью, стереотипизированностью асоциальных поведенческих схем (установка: все мужчины насильники и хотят причинить мне вред). Для нее характерно резко возникшее желание удовлетворения спонтанной мести при виде человека, похожего на насильника. В насилии она усматривала единственное разрешение внутриличностного конфликта: неотомщение прямого насильника и/или домогателя [3]. Данный феномен именуется сублимированной местью.

Личность насильственного преступника является результатом взаимодействия индивидуальных внутренних антисоциальных черт и внешних влияний. Именно совокупность данных факторов образует единый уникальный процесс развития негативно-агрессивных черт личности. Эта точка зрения подчеркивает динамическую природу человеческого поведения, предполагая, что преступное поведение не является самостоятельным явлением, а скорее взаимосвязано с различными элементами жизни и окружения человека. Речь идет о когнитивно-поведенческих реакциях человека на события в его жизни, уникальность восприятия которых обусловлена психобиологической природой индивида.

Таким образом, человека, совершающего преступление, следует рассматривать как личность, сформировавшуюся под влиянием различного опыта, моральных убеждений, ценностей и личных психологических характеристик. Личность насильственного преступника является кульминацией негативных черт, которые были социально укоренены в результате постоянного и разнообразного (в том числе деструктивного) межличностного взаимодействия.

Список использованных источников

  1. Сазонова Н.И. Личностные особенности преступников с психическими аномалиями, многократно судимых за насильственные преступления / Н.И. Сазонова // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - № 2. - С.144-148.
  2. Криминология: учебник и практикум для вузов / О. Р. Афанасьева [и др.] - М.: Юрайт, 2021. 360 с.
  3. История зюзинской маньячки. - URL: https://life.ru/p/1115568 (дата обращения: 20.01.2024).

Автор: Москалева Елена Николаевна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru