Ну вот, ребята поели между обедом и ужином, и улеглись отдохнуть-) А я вспомню ещё пару моментов из середины 1980-х...
Я уже рассказывал, что лето 1985 года мы начали довольно странно. Папа тогда работал. Сестра была в ЛТО (лагерь труда и отдыха). А нас с Мамой закинули в половину пустого дома на самой окраине Гдова, аж за речкой Гдовкой. Улица ещё называлась... улица Гавриила Иванова. Честно говоря, мы понятия не имели в честь кого она названа, да и, признаться, никто тогда сильно не интересовался историей.
Это сейчас вот я посредством интернета узнал, что Гавриил Иванович Иванов родился на Гдовщине, где и участвовал в становлении Советской власти. Солдат старой армии с 1914 года. Прошёл славный путь от командира пулемётного эскадрона Первого Петроградского конного полка до комиссара штаба второй кавалерийской дивизии.
Но улица была, конечно, глухая, хотя рядом были и вокзал и местный молокозавод. Хозяева этой половины дома, что мы снимали, жили на соседней, Заречной улице. Кому принадлежала вторая половина дома - неизвестно. Но когда мы въехали и остались там с Мамой, то только тогда стало как-то не по себе... Особенно по ночам. А мы ещё сходили в местный кинотеатр на "Вий", когда приезжал Папа. Он приезжал на выходные и привозил продукты.
Приезжал поздно вечером в пятницу, а уезжал рано утром в понедельник и сразу на работу. Дорога-то занимала целых четыре часа - три от Гдова до Ленинграда и ещё час по самому Ленинграду.
Я после этого "Вия" вообще спать не мог. Повсюду мерещились эти вылезающие из стен бесы-).. А Мама, помимо того, что запирала все окна и двери, клала матрац прямо на крышку подпола и так и спала. Если вдруг кто решит пробраться через общий подпол, то тут уж проснёшься-)... В общем такой у нас отдых на двоих получился-) Но мы всё равно не боялись, а когда уже Папа привёз сестру из лагеря и остался сам, то всем стало понятно, что надо с таким отпуском завязывать.
Так мы и отправились на машине, но уже на Украину. Это и была наша последняя такая совместная поездка, да ещё и на автомобиле с ночёвками. Я их вообще обожал. И ведь на самом деле страшно нигде не было. Даже в том же доме на Гавриила Иванова. Просто неприятно и одиноко. Мы привыкли если и отдыхать, то по возможности все вместе.
Помню как раз в ту поездку, Папа ночевал в машине, а мы с сестрой и Мамой - в палатке. Ночь. Лес. Совы и всё такое... И вот вдруг кто-то шуршит возле палатки. То тише, то громче... Опять-таки, страха почему-то не было. Ну не было его в советское время от слова совсем. Не знаю почему. Это в этом времени всего боишься уже.
И вот уже пару кругов этот некто вокруг палатки сделал, а потом... всё затихло. Мы вылезать не стали конечно. Не страшно, но и на рожон зачем лезть?-) Может это был ёжик, а может... зверей тогда в лесах было много разных. Но мы как-то видимо поладили, раз его не разозлили наши запахи.
Ещё в лесах там бывали такие колодцы-аисты. Некоторые их называют колодцы-журавли. Такая длинная палка с ведром на одном конце и противовесом на другом. Занятно, что они встречались прямо в лесу, неподалёку от дороги. Вообще путешествовать на машине было наиболее интересно. В поезде мало что увидишь, да и утомительно. В самолёте вообще ничего не увидишь, хотя и быстро.
Но ничего особенно примечательного в то лето во время отдыха на Украине тоже не было. Всё как обычно, даже немножко скучнее, потому что потом мы уже ехали обратно в Ленинград. На Чёрное море мы с 1984 года, увы, не ездили. Да и вся эта ерунда с проклятой "перестройкой" началась... Стали изредка, но появляться, довольно странные люди с довольно странными взглядами...
Вот, например, на следующий год, на майские праздники в 1986 году, приспичило что-то поехать Папе и сестре на машине на Украину. Не помню, наверное на Пасху. Дома-то мы все обычно варили и красили яйца, а потом увлечённо бились ими, приговаривая: "Христос воскрес!" и "Воистину воскрес!". В суть этих слов мы и не вникали, да и зачем? Игра. Как и сам праздник. Официальным он не был и набожных не было тоже. Просто было весело. Кстати, никто тогда букву "Е" в конце не употреблял. Это сейчас как-то корявенько причитают: "Христосе", "воскресе"... Не по-русски как-то, а по-церковному.
Ну а в украинском селе, там уже они более серьёзно к этому относились. Службы проходили в сельской церкви. Их там даже две было. Готовили всякие вкусности для попа. Наедался он там наверное до отвала. Ну не суть...
Так вот, я как раз совершенно не хотел ехать. Ну как-то ни то ни сё. И не лето. Да и опять же не все вместе. Мама оставалась дома. Не по-нашему. Не по-семейному. Но делать нечего, побубнил, собрался и поехал-)...
И вот едем мы, едем... Псков проехали, въезжаем в Советскую ещё Латвию... Городок Резекне. Милый такой, чистый. Надо признать, у прибалтов вообще всё разительно отличалось в плане чистоты и убранства. Сараюшек с треугольными чердаками я там особо не видел. И вот уже когда дорожный знак с названием города замаячил впереди, со встречной полосы, из-за трактора, вылетает дурень на своём мопеде или мотоцикле... Точно сейчас не скажу. Помню только звучный удар столкновения и дальше меня какая-то сила буквально уволокла под бардачок. Да, я сидел на переднем сиденье. Ну вот хотелось мне-)..
Вот эти мгновения тянулись очень долго. Я нырнул под бардачок, поджал голову между коленями, закрыв руками и жду... Жду когда влетит что-то или кто-то в лобовое стекло. И когда мне уже казалось, что ничего не будет, раздаётся удар, и стёклышками забило всё переднее сиденье. Сидел бы я там, то и лицо, и тем более глаза... В общем, меня на самом деле неоднократно какая-то сила спасала. Просто это был первый такой явный случай.
Оказалось, за рулём этого мопеда был какой-то парень лет 18-20-ти... Там конечно сразу сбежались люди с ближайших домов. Я отчего-то разревелся, хотя плаксой никогда не был. Может от шока. Но это помогло. Потому что один из мужиков что-то там хотел доказать Папе, однако его сдержали его же соседи. Приехала ГАИ. Вины Папы там не было, конечно. Парень просто вывернул с крайнего правого ряда налево, из-за трактора, и хотел повернуть на просёлочную дорогу, не пропуская встречный транспорт. Жив он остался. Не знаю что там у него с коленом, которым он продырявил нам лобовое стекло как раз на месте пассажира. Меня, то есть.
Промурыжили нас недолго. И кроме того одного мужика, никакого негатива больше не было. Нормальные были люди. Даже помогли кое-как закрыть пробоину. И вот уже вскоре мы поехали. Но... в обратный путь. Всё-таки там и лобовое, и бампер, и что-то там ещё. Папа не рискнул, да и Ленинград был ещё не так далеко, как тот же Львов.
Вы себе не представляете, как в душе я был рад!-).. К счастью, отделались мы лёгким испугом. Все живы и здоровы. Но сама Судьба нас повернула назад.
Уже потом мы узнали, что 26 апреля была диверсия на Чернобыльской АЭС. Да, я её всегда считал именно диверсией, потому что раздутый шум был очень подозрителен. А Горбачёв быстро стал "валить" страну... Такой шум был на руку. Про кучу американских аварий почему-то молчали, как и про японские, а тут прямо ай-яй-яй!... Но это отдельная тема. Там было далеко до эпицентра, но реку Припять мы бы пересекали. В любом случае, мы не доехали до тех близлежащих краёв. Нас повернули назад.
И в Ленинград мы вернулись уже глубоко за полночь. Радостно спешим домой, поднимаемся на наш пятый этаж и я быстро тянусь рукой к дверному звонку. Папа и сестра не успевают меня остановить и... я только потом понимаю, что так напугаю Маму... Но, с другой стороны, а стук в дверь разве был бы более деликатным в такое время?
Как говорила Мама, она сразу подумала, что кто-то узнал, что дома никого не будет и решил этим воспользоваться-) Но это было первое и сиюминутное подозрение, а уже скоро я с удовольствием завалился на свою родную тахту и крепко заснул.
Занятно, но та моя тахта стояла как раз на том самом месте, где теперь стоит диван, на котором спала последние годы Мама... и на котором теперь сплю я сам...
Вот такое вот небольшое воспоминание. Может оно и не покажется особо интересным, но, знаете, всплывают в памяти картинки и ты за них цепляешься... Особенно когда... когда как сейчас...
Ну вот, пока вспоминал, почти и подошло время ужина для ребят-)...
Ну а пока на этом закончу свой рассказ. Спасибо, что прочли его!