В последнее время что-то совсем состояние какое-то разбитое, никак не собраться с мыслями... Но попробуем... Продолжая тему воспоминаний, и переходя к следующим годам, особенно хочется остановиться на лете 1983 года. Оно тогда выдалось, если мне не изменяет память, весьма насыщенным.
Сначала мы съездили на выходные в гости к нашим знакомым - соседям по дому на Биржевой линии. Они каждое лето отдыхали в городке под названием Гдов, что в Псковской области, у Чудского озера. Там ещё Ледовое побоище состоялось в стародавние времена. Основан в 1431 году. Уже в "лихие нулевые" ему, как стало модно, увеличили возраст, установив аж... 862 год. Наверное от этого жизнь изменилась в лучшую сторону. Странно, что не до нашей эры.
Городом его назвать было сложно. Посёлок городского типа. Дома все деревенские, деревянные, про канализацию вообще молчу. Ветер с дождём - и света нет. Но называли городом. Хотя во всём остальном всё было замечательно. К примеру, в одном только этом Гдове был и рыбзавод со своими рыбаками (тут водилось много ряпушки), и консервный завод, и молокозавод, и хлебопекарня своя, и завод "Техприбор". Да много всего. Своя больница, кинотеатр, универмаг. Даже футбольная команда "Чайка" была. А жителей что-то около 6 000 человек. Вот и представьте как жили маленькие моно-города в СССР. Безработица? Нищета? Не, это у ваших "демократов".
Вот с сообщением было уже в 1980-е плохо: автовокзал и железнодорожный вокзал, но он почти всегда пустовал, а поезда ехали со скоростью пешехода. Развивать было что. Правда теперь вообще ничего нет. Мы когда приезжали в 2005 и 2006 годах, то ужаснулись... Мало того, что уже тогда все деревни по дороге от СПб до Гдова были наполовину заброшены и с заколоченными домами, так и в самом городе жизни не было. Женщины торговали, мужчины, если были, пьянствовали.
Там мы почти и не фотографировались в 1980-е, поэтому добавлю фото из 2006 года, нашего последнего лета вообще...
Люди в целом встречались очень приветливые, хотя молодое поколение было уже весьма подгнившее по большей части. Если сравнивать с Абхазией и Западной Украиной, то здесь, вроде недалеко от Ленинграда, но люди серьёзно проигрывали в плане именно человечности, как ни странно. Возможно в это время уже везде потихоньку начиналось то, что вылилось в конечный всеобщий нравственный и духовный крах. Ну что было то было. А то у нас любят в чужом глазу соринку искать.
Ну мы погостили тут пару дней, вроде ничего. Хотя впереди нас ожидало путешествие на Украину, а потом и на Чёрное море. 1983 год у нас выдался ударный. В конце мы переехали, хотя летом ещё даже и вариант такой не рассматривался. А так, всё что запомнилось, это премьера по телевизору "Сокровища Агры". И на этом Гдов в тот год для нас закончился. Ездить в него мы стали с лета 1984 года. Хотя объективно говоря, больше одного раза там делать было нечего. Но об этом в другой раз.
А дальше мы отправились в Карпаты. Тогда это было здорово. Мы попеременно останавливались то в самом селе, то рядом, в Моршине. Тётя Маруся, Папина сестра, вообще оставляла нам их трёхкомнатную квартиру на первом этаже в уютном дворе. Моршин был городом-курортом. Санатории, лечебницы. Побольше Гдова, но действительно город. Уютный, чистый, доброжелательный. На 1983 год. Но тогда и Ленинград был Ленинградом.
Тётя Маруся вообще была самая классная из всех дядей и тётей. Она была такая прямая, без лицемерия. Нет, не хамка, а именно прямой, откровенный человек. Она не будет делать вид. Мне такие всегда импонировали. Она умерла вскоре после Папы. А остальные живы. Две тёти - одна в Канаде, другая в Иркутске и два дяди - один там же на Украине, а другой - здесь, в СПб. И ещё до кучи двоюродных братьев и сестёр. Но все мы чужие. Теперь и вовсе оказались.
Да даже вот в Петербурге живёт родной Мамин младший брат и родной Папин младший брат. С похорон я их не видел и не слышал. Так что вся эта ерунда про Род и кровь - это просто ерунда и есть. Родственными бывают исключительно Души и большая удача, если таковые оказались в родственниках.
Я одинаково спокойно играл как с местными мальчишками из села, так и со двора в Моршине. Все везде, к слову, говорили по-русски от мала до велика. Разве только в селе больше говорили на своём украинском. "На своём", потому что только здесь так и говорили. Но всё можно было понять. Люди везде найдут общий язык.
То, что я из Ленинграда, только добавляло мне плюсов. Сам не знаю, но где бы мы ни были, но ленинградцев везде тепло встречали. Всё это мы безвозвратно утратили... Остались только наглая ложь и слепая злоба...
Моршин расположен на склоне Карпатского хребта на высоте 340 м над уровнем моря в 82 км от г. Львова (данные из сети). Но когда мы приезжали на машине, то ездили и во Львов и даже в Мукачево. Это вообще самое западное что было в стране. На границе с Венгрией уже. Там вообще сплошь границы - с Венгрией, с Румынией, с Чехословакией, с Польшей. Но тогда это были вроде как "свои". И участок Карпатских гор тут был единственный, что относился к СССР.
Красота там неописуемая! Горы везде по-своему красивы. Здесь они все зелёные, с холмами, с горными реками и висячими мостами через них. Обожал по этим верёвочным мостикам передвигаться. В горах особенно чувствуется ощущение истинной свободы и простора.
Вот только минус путешествия на машине был - рано вставать. Хотя даже на самолёт мы помнится вставали часов в пять утра, чтобы сначала сесть на автобус до Львова. Были ведь прямые авиарейсы Львов-Ленинград. Полтора часа и ты на месте. Помнится летели мы как-то в страшную грозу. Но самим страшно не было. Мне это даже понравилось. Советские самолёты не падали как правило и никому не приходила глупая мысль хлопать после посадки. Пилоты были уверены что они всех довезут, а пассажиры им безоговорочно верили.
А потом мы отправились и на юг. В тот раз не получилось остановиться у Любови Гавриловны, о которой я уже говорил, и мы остановились в другом доме. Они были не столь весёлые как Гавриловна, но мы хорошо отдохнули. С нами поехала на второй машине семья Папиного товарища и коллеги. Так мы на двух машинах путешествовали. Ездили и в Гагры, и в Пицунду, и в Сухуми, и на озеро Рица. В общем это было незабываемое лето. И нам встречались незабываемые люди. Теперь я понимаю, что то лето было потому таким богатым на события, что оно было последним таким.
Заканчивалась наша эпоха в квартире на Биржевой, наши золотые и счастливые годы. Заканчивались наши волшебные летние отдыхи. Всё поворачивалось в другую сторону. Страна становилась другой. Люди. Но тогда это ещё не ощущалось вовсе. Это теперь уже понимаешь.
Вот даже сейчас я пишу, события-то у меня в голове возникают, но описать их интересно не получается, потому что это лучше раз увидеть. Сейчас самому иногда не верится что всё это было и я тому был свидетелем. Но было.
Просто может хоть эти мои строки попадутся кому на глаза и человек засомневается в той лжи, которую продолжают нагло вливать в уши нынешние царьки. Нет, мы были действительно дружной многонациональной семьёй - "советскими людьми". Это то, чем никто не мог больше похвастаться ни тогда, ни тем более сейчас, хоть сколько праздников и липовых лозунгов ты не выдумывай. В наши дни есть только две национальности вообще - Люди и нелюди. Всё остальное стёрто. Выродилось.
Ну на сегодня, пожалуй, закончу. Надо будет двинуться немножко вперёд. Я думаю, что уже и так все поняли что до 1983 года всё было вообще замечательно. Всегда есть куда лучше, но по сравнению с тем что мы имеем сейчас, тогда был самый настоящий рай. Для Человека. Для Людей. Вот в этом и вся правда.